Некачественная обувь. Как защитить свои права

12:00, 26 июня 2021г, Общество 1229


Некачественная обувь. Как защитить свои права Фото №1

Вот уж никогда не думала, что мне придется защищать свои потребительские права в обувном магазине и даже обращаться по этому поводу к юристам в Роспотребнадзор. Но пришлось, заодно и закон подучила.

Проблемная пара

Купила я два месяца назад кроссовки в одном из отделов торгового центра на проспекте Красноармейском. Хорошие, мягкие, немаркие. Стоят недешево – 4000 рублей. В общем, думала, что на сезон уж точно хватит, но не тут-то было. Подошва на одном из «башмаков» отклеилась. Пришлось нести кроссовки назад в магазин. Кое-как нашла коробку от обуви, чек отыскать сразу не смогла. Отдел, в котором брала проблемную пару, тоже не вспомнила. В торговом центре таких магазинчиков-близнецов штук 12. Решила действовать по обстановке – искать такие же кроссовки. Нашла, объяснила ситуацию.

От былой доброжелательности продавцов, которые сначала встретили меня как родную, чтобы предложить летние новинки, не осталось и следа.

– Где чек?

– Не смогла сразу найти. Но ведь отсутствие чека не является причиной для отказа принять некачественную обувь.

– Понасмотрятся Первого канала и приходят потом права качать…

– Почему вы решили, что покупали в нашем отделе? Кроссовки похожие нашли? Так у нас только в этом торговом центре три отдела с похожим ассортиментом. Какого числа и по какой стоимости приобретали обувь?

Тут я не растерялась и выпалила:

– 18 мая. На коробке есть «Честный знак», по нему видно, когда произведена покупка. А стоят, кажется, 4000 рублей. Вы же все в тетрадку заносите, вот и посмотрите.

– У нас вы не покупали. Надь, ну-ка напиши девчонкам в чат, может, у них покупка отыщется, – крикнула одна продавщица другой (той, что находилась на складе).

– Да, есть, в соседнем отделе, – ответила та.

– Вот идите и там права качайте, – благословила меня продавщица.

Женщины из нужного мне отдела смотрели на меня с подозрением, хмурили брови и ворчали, разглядывая пару обуви.

– Как же вы так за два месяца кроссовки уделали? Да я пять лет одну пару ношу – и ничего. Зин, звони хозяйке, а я ей сейчас фотку сброшу. Пусть сама решает, что делать. А вы пишите претензию, вот бумага, – обратилась ко мне продавщица.

И это было только начало. Мне пообещали, что владелица отдела позвонит на следующий день и сообщит о решении. Не дождавшись ответа, набрала предпринимательницу сама.

К тому времени я нашла чек на товар и на каверзные вопросы хозяйки отдела отвечала бодро.

– Назовите номер обуви и название отдела. У меня много точек по городу.

Я все добросовестно назвала. После этого предпринимательница сообщила мне, что хочет отдать кроссовки на экспертизу, чтобы выяснить, по какой причине пришла в негодность эта пара кроссовок.

– Я сама ваши кроссовки не видела, но, судя по фото, вы с ними плохо обращались. Если выяснится, что обувь порвалась по причине неаккуратной носки, а не из-за заводского брака, вам придется заплатить за экспертизу.

– Вы не имеете право требовать с меня деньги за экспертизу, – пробовала защититься я, зная, что она обойдется в 600 рублей.

Но это не так. Закон о защите прав потребителей ясно говорит, что за экспертизу платит та сторона, которая оказалась неправа. Об этом мне сообщили в Роспотребнадзоре, но гораздо позже, чем мне требовалось на тот момент.

Предпринимательница позвонила и сообщила время и место проведения экспертизы и, несмотря на мои протесты, пригласила присутствовать на ней.

Осторожно: юристы

Я уже было смирилась, но потом решила проконсультироваться у специалистов. Написала обращение на горячую линию Роспотребнадзора. Ответа не дождалась. По телефону меня направили в краевое управление Роспотребнадзора, в которое я не смогла сразу дозвониться. Зато дозвонилась в две некоммерческие организации по защите прав потребителей. Одна из них пригласила меня на бесплатную консультацию.

Беседа с юристами длилась около часа. Главный собеседник рисовал на бумаге будущую схему моей защиты и даже набрасывал реплики, которые я должна была сказать, если предпринимательница снова позвонит.

Интересно, что рекомендации Роспотребнадзора и юристов из частной конторы по защите прав потребителей по большей части не совпадали.

Юристы обещали, что предпринимательница вернет мне не только деньги за кроссовки. Если постараться, через суд можно получить с нее около 60 тысяч рублей, в том числе и за моральный ущерб.

– Она же с вами не церемонится, надо подавать на нее в суд и раскручивать по полной.

– Мне нужно, чтобы она вернула мне деньги за кроссовки.

– Вот смотрите, по статистике, 50% российских потребителей вообще не связываются с судом, и если им отказались отдать денежные средства за обувь, они сдаются. 25% пишут претензию предпринимателю, и если он не реагирует, они тоже сдаются. Еще 23% обращаются в суд, и если проигрывают, опускают руки. Но всем хочется попасть в оставшиеся 2% победителей, которые выигрывают свое дело в суде. Для этого нужно следовать нашим рекомендациям, – инструктировал юрист.

Итак, он порекомендовал ни в коем случае не присутствовать на проведении экспертизы, поскольку именно там на меня может быть оказано давление со стороны эксперта по ее проведению и предпринимательницы. Они будут добиваться того, чтобы я подтвердила, что подошва отлетела по моей вине.

Также он заметил, что платить за экспертизу я не обязана. По закону экспертиза – это услуга, которую в данном случае купила по своей инициативе предпринимательница, а не я.

– Вот если вы окажетесь вместе на базаре и она захочет купить себе кофточку, а вам скажет расплатиться, вы согласитесь? – подкреплял он свои доводы яркими сравнениями.

Юрист также посоветовал подготовить исковое заявление в суд, сославшись в нем на федеральные и региональные постановления, Конституцию РФ и закон «О защите прав потребителей».

– Но учтите, найти все эти законы и постановления очень сложно. Лучше, если это сделает специалист. Вот у нас, например, эксперты смогут подобрать индивидуально для вас рекомендации, которые будут стоить от 10,5 до 25 тысяч руб-лей. И вы будете на всю жизнь защищены от подобных ситуаций.

– Спасибо, но у меня нет таких денег, поэтому я и пришла на бесплатную консультацию.

– Разве не хотите попасть в 2% победителей? На предпринимательницу будут давить Роспотребнадзор, суд, прокуратура и наши юристы, – продолжал он.

– Нет, я хочу вернуть деньги за кроссовки. А вы мне дадите бумаги, на которых набрасывали план моего спасения?

– Нет, наш руководитель очень щепетильно относится к документам. Мы не можем вам ничего дать с собой, это наши знания, наш хлеб.

Понимая, что бесплатный сыр закончился, я засобиралась, еще раз поблагодарив услужливых юристов.

Позже я прочла в соцсети похожие истории о юридических конторах. Доверчивые люди заключали с юристами договор, думая, что добровольно им никто не вернет деньги за обувь, если они придут в магазин после истечения на нее гарантийного срока. И попадали на солидные суммы, в несколько раз превышающие стоимость этой обуви. Опомнившись на второй день, они не могли уже получить с юридической компании деньги назад и расторгнуть с ней договор. Им говорили, что условия договора исполнены в полном объеме и предоставляли отписки, даже и не думая серьезно заниматься делами клиентов.

Напрасно переживала

На следующий день после консультации у юристов предпринимательница позвонила мне и сказала, что я могу забрать деньги за кроссовки, еще раз отчитав за неаккуратную носку обуви. Экспертиза показала заводской брак. Ура, я была спасена. Но советы юристов мне не давали покоя.

Я все же дозвонилась в Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю как рядовой потребитель и попросила разъяснить свои права в данной ситуации.

Специалист сказал, что нужно первым делом написать претензию предпринимателю, копию оставить у себя, чтобы знать, какого числа вы вернули обувь. Отсюда или со времени проведения экспертизы начнется отсчет 10 дней, в течение которых вам должны вернуть деньги за обувь. За каждый день просрочки назначается 1% от суммы.

Если предприниматель отказывается платить за некачественную обувь, нужно подать исковое заявление в суд. Бланки документа размещены на сайте Роспотребнадзора в разделе «Памятка потребителя». В шаблоне указаны все необходимые пункты законов и постановлений, на которые вам нужно сослаться.

И все это вы можете сделать сами, без помощи дорогостоящих юристов.

Фоторепортаж