Продукты рядом с домом: Интервью с основателем сети продуктовых магазинов

12:30, 24 июля 2021г, Общество 1573


Продукты рядом с домом: Интервью с основателем сети продуктовых магазинов Фото №1

Корреспондент «АП» поговорил с руководителем сети продуктовых магазинов об особенностях торговли в селе и падении спроса на алкоголь.

О тонкостях работы супермаркета на селе, падении спроса на алкоголь и о том, почему кассы самообслуживания не пользуются популярностью у жителей районных центров, в интервью «АП» рассказал основатель сети продуктовых магазинов «Ассорти вкуса» Андрей Шкребин.

«Когда вы открыли первый магазин? С чего начинали и как развивались?»

«Работаем с 1997 года. Тогда я только окончил университет и с бизнес-партнером открыл в Горняке две первые торговые точки. Это были небольшие магазины прилавочного типа. Через какое-то время пришло осознание, что формат самообслуживания более перспективный, и мы начали его постепенно внедрять.Сейчас у нас открыты 23 супермаркета, большинство из них расположены в районных центрах, есть магазины в Рубцовске и Горняке».

«У вас открыто шесть магазинов в Горняке. Это много для небольшого городского поселения. Чем обусловлена такая плотность супермаркетов в маленьком городке? И как вы конкурируете с крупными ретейлерами?»

«В Горняке есть и «Мария-Ра», и «Пятерочка», и «Магнит». Конкуренция высокая, как и в любом другом населенном пункте. Но наши супермаркеты первыми появились здесь, и многие, наверное, просто привыкли делать покупки у нас.

Есть еще один серьезный аргумент в нашу пользу, но его понимают не все. У нас бухгалтерия и менеджмент находятся в Горняке. В этой структуре работают около 100 человек, многие из которых высококвалифицированные. Покупая продукцию в местных магазинах, люди обеспечивают работой своих земляков, позволяя им не покидать малую родину. К тому же надо понимать, что у жителей сельской местности покупательная способность не самая высокая. Это относится и к Горняку, и к Рубцовску, где уровень доходов ниже, чем в том же Барнауле. Поэтому приходится предлагать жителям более народный ассортимент товаров. А принципиальных отличий от городских супермаркетов нет ни в формате магазина, ни в обслуживании клиентов».

«Очевидно, что покупательная способность населения последние годы снижается. Как это сказывается на работе ваших магазинов? Есть ли категории товаров, на которые падает спрос из-за нехватки средств?»

«Знаете, люди на селе никогда богато не жили. Бюджет на продукты был ограничен раньше, ограничен и сейчас. Поэтому какого-то существенного падения спроса мы не видим. Наверное, народ экономит на других категориях товаров – одежда, путешествия. Но продукты – это последнее, в чем человек будет себе отказывать».

«Растет ли число краж из-за снижения доходов? Как боретесь с воришками? Большой ли ущерб они наносят бизнесу?»

«А как с ними бороться? Это называется забывчивость покупателей, и большого роста данного показателя я не заметил. Есть допустимый процент товара, который люди забывают оплатить – у нас это порядка 0,4–0,5% от выручки. Магниты на продукты не наклеишь. Помогает только видеонаблюдение и зоркий глаз. Если кассиры и администраторы следят за происходящим – урон небольшой, все зависит от внимательности коллектива».

«Продажа каких товаров приносит вам наибольшую выручку? Алкоголь?»

«Основную выручку мы делаем на колбасах, полуфабрикатах, молочных продуктах и фруктах. Раньше в список можно было добавить алкоголь, но последнее время спрос на него падает. Не знаю, стали ли люди меньше выпивать… Факт в другом: мы работаем в приграничных районах, здесь много контрафактного алкоголя. Эта проблема актуальна уже давно. Сейчас правоохранительные органы стараются контролировать поток нелегального спиртного, картина постепенно улучшается. Но целенаправленно за алкоголем люди ходят в супермаркет все реже».

«Есть ли у вас свое производство?»

«Да, в каждом магазине работает пекарня. Стряпаем хлеб, булочки, пирожки, самсу. Ассортимент большой и людям нравится. Недавно начали варить кофе навынос – не самая популярная услуга для сельской местности. Признаюсь, спрос пока еще невысокий. В городе любовь к кофе давно стала трендом. Все больше молодых людей держат в руке не стакан пива, а стакан латте или капучино. Для районов даже 100 рублей за чашку – это много. Особенно, когда банка растворимого кофе стоит немногим больше».

«Сейчас в супермаркетах все чаще можно увидеть кассы самообслуживания. Вы задумывались об их внедрении?»

«Мы установили такой аппарат в одном из магазинов Горняка. Ситуация такая же, как с кофе. Люди привыкли совершать покупки по старинке, поэтому кассы приживаются медленно. Да, эти устройства позволяют экономить уйму времени, на них понятный интерфейс, в конце концов покупатель не контактирует с людьми, а во время пандемии это весомый аргумент. Но пока 
в привычку кассы не вошли».

«Раз уж речь зашла о ковиде, как пандемия отразилась на вашем бизнесе? Долго ли привыкали к новым нормам?»

«Критичного ничего не было, магазины продолжали работать, выполняя требования Роспотребнадзора. Но мы все еще перестраиваемся, это длительный процесс. Люди по-прежнему болеют, и наши сотрудники могут заразиться. Стараемся минимизировать риски».

«Как хотите масштабировать бизнес? Планируете ли заходить в Барнаул или другие районы?»

«Мы пока заняты расширением и улучшением уже открытых магазинов. Где-то делаем ремонт, где-то меняем оборудование на более современное. В текущем году количество магазинов не увеличится, в следующем – посмотрим».

Влад ГЕРАСИМОВ

Профессиональный праздник 24 июля отметят  205,9 тыс. человек, работающих в торговом секторе края. Это пятая часть людей, занятых в экономике региона.

В целом потребительский рынок Алтайского края – это свыше 17 000 хозяйствующих субъектов розничной торговли и 1300 субъектов, оказывающих услуги общественного питания. Они осуществляют деятельность в 14,4 тыс. магазинов, 3,5 тыс. нестационарных объектов и 2,3 тыс. заведений общепита.

В регионе в 2020 году работало несколько десятков торговых сетей, на их долю приходилось 44,3% общего оборота розничной торговли.Налоговые отчисления от организаций торговли в бюджет только за первое полугодие 2021 года составили 
11 млрд рублей, что составляет свыше 20% всех налоговых поступлений края.

Как отмечают в Управлении Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, традиционно в городах и районах края лучшие представители отрасли будут удостоены различных наград местных администраций и краевых органов власти в связи с профессиональным праздником.
 

Евгений ШУМИЛОВ

Фоторепортаж