Рубцовский фарфор

12:00, 10 апреля 2015г, Общество 6688


1
1

Почти 30 лет в городе сельхозмашиностроителей существует производство изысканных изделий, которыми восхищаются специалисты и гости края.

От твёрдого – к хрупкому

Ещё в 1986 году, на заре развития кооперативного движения, трое бывших работников Рубцовского домостроительного комбината начали собственное дело. Создали кооператив, который намеревался специализироваться на производстве фарфоровых, керамических, гипсовых художественных изделий различного назначения. Собственно говоря, с некоторыми существенными изъятиями это предприятие – пионер предпринимательства в Рубцовске – поныне занимается тем же делом. Всё это время, без малого уже три десятка лет, им руководит Юрий Голубев, бывший арматурщик Рубцовского домостроительного комбината. Не думал – не гадал, а вместо твёрдого бетона-монолита связал всю свою дальнейшую жизнь с производством хрупкого и изящного фарфора…

А начиналось всё почти случайно. Как-то на заре предпринимательства Юрий Григорьевич в командировке в Кузбасс оказался на Прокопьевском фарфоровом заводе. И, по его словам, запал. Попросил разрешения у директора, чтобы поучиться изготавливать звонкие, прозрачные изделия. Ему дали добро. Учился не только сам Голубев, но и ещё четверо художников рубцовского кооператива. Причём работали они без оплаты, приплачивая из собственного кармана за пользование электроэнергией. Алтайские мастера работали сутками, учились у местных спецов, набивали руку, осваивая способы изготовления фарфора.

Прокопьевский фарфоровый завод потом обанкротился, так же как ряд подобных заводов в «Гжельском кусте» Подмосковья, как Тобулёвский, Ломоносовский, Конаковский, Капчагайский. А рубцовский выжил…

Я интересовался у Голубева, как же это удалось? Он отвечал, что ставил реальные, но амбициозные цели. Ведь дело, которому он отдал лучшие годы своей жизни, не просто промышленное производство, но и искусство. Или народный промысел – это кому как нравится. Как реальному производству, так и искусству на рубеже веков было не очень уютно. Однако Голубев сумел построить вовсе даже не гончарную мастерскую, а целый фарфоровый завод, нашёл ниши сбыта производимой продукции. Он никогда не занимал в банках – берёшь чужое и на время, отдаёшь своё и навсегда! Слава богу, пережил кризисы 1998, 2008-2009 годов, во всеоружии встретил финансово-экономические трудности 2014-2015 годов. Успел заранее закупить около ста тонн сырья, краски, глазури. Отчасти за рубли, отчасти за валюту. Словом, есть всё, а главное – хорошо обученные люди. Которые уверены, что нужны стране и потребителю.

Новая стратегия

Поначалу наладили производство столовых, чайных и кофейных сервизов. Всевозможные чашки, тарелки, кружки. Набирались, обменивались опытом.

Потом научились делать свои формы, благодаря которым можно производить собственную, оригинальную продукцию.

В конце 1990 годов рубцовские производители фарфора были в числе первых внешнеэкономических партнёров в Алтайском крае – отправляли фарфоровую продукцию в Германию. Успели до дефолта 1998 года получить расчёты, средства. Позднее этот рынок был потерян, поставки прекратились. Да и всё сложнее стало оформлять экспортные сделки. Теперь начали ориентироваться на внутренний рынок. А это уже иная стратегия. Пришла пора выпускать функциональные изделия. Например, ёмкости для напитков. Такие предложения поступили и от ряда современных алтайских и кузбасских ликероводочных предприятий, для продукции которых в Рубцовске стали выпускать красивые штофы и полуштофы. Примером был опыт братьев Александра и Ивана Ворсиных, которые реализовывали фирменное пиво в дореволюционном Барнауле в оригинальной керамической посуде, что пользовалось большой популярностью.

В октябре 2012 года предприятие Юрия Голубева выиграло краевой грант по бизнес-проекту «Строительство печи обжига фарфоровых изделий». Её ввод в действие позволил существенно экономить электроэнергию, улучшить качество изделий, в два раза увеличить количество производимой продукции.

Блюдечко с золотой каёмочкой

Керамика – это обожжённая глина, история которой насчитывает тысячи лет. Возможно, такие изделия были первыми, которые создал человек своими руками. Фаянс, также изготовленный из глины, непрозрачен, на изломе может быть пористым. А фарфор – это благородство, изящество! Для его получения требуется температура до полутора тысяч градусов. Главные его отличительные особенности: он просвечивается, покрыт глазурью, а также имеет особенный, тонкий звук. Многие производители сувениров активно пользуются этими свойствами материала. В отличие от керамики фарфор со временем практически не стареет, не меняет свой внешний вид.

Различия же наследуются от вида исходного сырья и способов обжига.

Всё сырьё на рубцовском фарфоровом заводе привозное – его закупали или закупают в Германии, Москве, Донбассе. Под Рубцовском оно пока не обнаружено. Известные алтайские месторождения глин у села Ажинка Солтонского района и Турина гора на окраине Барнаула предназначены для производства керамических изделий, но не фарфора. Их отличия существенны – в температурах обработки, составе массы, спекании. Для изготовления керамических изделий достаточно иметь хорошую глину и песок, а для производства фарфора необходимо до восьми компонентов: каолин – белая, очищенная от примесей огнеупорная глина, кварц, доломит, мрамор, полевой шпат и другие ингредиенты. Без них трудно представить классический фарфор. Он в свою очередь подразделяется на твёрдый, бытовой, мягкий и костяной. Рубцовский фарфор преимущественно бытовой, по большей части утилитарный – посудный. Он исключает добавку свинца, кадмия. Это так называемый пищевой фарфор, в том числе детский, требующий специальной сертификации на безопасность, экологическую чистоту. Рубцовский фарфор требует не глухую, а прозрачную глазурь. Применения теплостойких керамических красок. И даже золота, без которого не получится того самого блюдечка с золотой каёмочкой. Только так можно изготовить поистине драгоценный фарфор.

«Делаем как для себя!»

Рождение фарфорового изделия сродни любому виду творчества. Первоначально скульптор Александр Алексин, а он уже 25 лет работает с Голубевым, являясь автором более 40 оригинальных изделий, лепит модель из глины. Затем изготавливается гипсовая форма, в которую заливается жидкий шликер. После того как масса затвердеет, форма, которая может состоять из десятков частей, разбирается. А само изделие склеивается всё тем же жидким шликером. После высыхания оно обрабатывается наждаками, чтобы ликвидировать стыки. А из печи обжига поступает к художникам на роспись и декорирование.

Юрий Голубев говорит мастерицам по росписи: «Делайте так, как будто для себя, чтобы вы могли купить!»

Рубцовским производителям фарфора понадобилось свыше 20 лет, чтобы приступить к освоению так называемой подглазурной росписи кобальтом. Иными словами, ручной росписи «под гжель». При правильном обжиге чёрный кобальт становится ярким и синим, но если изменить рецептуру краски, она становится либо пепельно-серой, либо иссиня-чёрной. У гжели собственный стиль – синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне.

Для передачи местным художникам навыков росписи в Рубцовск на месяц специально приезжала из Раменского района Подмосковья мастерица Вера Перунова. Среди художников есть самоучки, которым талант дан от Бога, и выпускники художественной школы. Они расписывают изделия вручную беличьей кистью с определенным набором красок. И если присмотреться внимательно к набору одинаковых, казалось бы, изделий, можно обнаружить несущественные отличия. Но так и должно быть, ведь это ручная работа. Впрочем, некоторые конкуренты научились наносить рисунки на фарфоровые изделия полиграфическим способом. Однако в этом случае теряется эксклюзивность.

На многих региональных, российских и международных выставках Алтайский край достойно представляют фарфор и художественная керамика рубцовской «Снежинки плюс» и барнаульской «Туриной горы», за что эти предприятия неоднократно поощрялись дипломами, золотыми медалями и другими наградами.

Фоторепортаж