У бюджета Алтайского края есть ресурсы для развития региона

11:42, 09 ноября 2021г, Трибуна депутата 629


Один из ключевых комитетов Алтайского Заксобрания по бюджетной, налоговой, экономической политике и имущественным отношениям в восьмом созыве возглавил заместитель руководителя фракции «Единая Россия», директор Юридического института АлтГУ доктор юридических наук Антон Васильев. Он рассказал, как шло обсуждение проекта бюджета края на будущий год и с какими инициативами депутаты выйдут ко второму чтению.

– На сессии в сентябре вас избрали председателем комитета по бюджетной, налоговой, экономической политике и имущественным отношениям. Как вам в новой должности?

– Да, действительно, это новая для меня роль, с одной стороны, но с другой – работа с бюджетом мне знакома. В свое время я был представителем губернатора в Алтайском краевом Законодательном Собрании и вместе с Минфином занимался сопровождением проекта бюджета в краевом парламенте, ежегодных отчетов губернатора. В целом профиль работы мне знаком. В этом созыве 
в результате перераспределения полномочий комитет получил еще два существенных блока – экономическую политику и имущественные отношения. В ведении комитета – контроль за использованием бюджетных средств и использованием краевого имущества, в части экономической политики – работа над стратегией социально-экономического развития края и ежегодным отчетом губернатора Алтайского края о работе правительства. Есть еще отдельное направление инновационной деятельности в экономике.

– Как была построена работа над обсуждением проекта бюджета в этот раз, как формировались предложения?

– Работа велась по двум направлениям. Во-первых, техническая обработка документа, изучение показателей, всех параметров. Во-вторых, конечно, так называемая политическая работа. Перед первым чтением мы провели длительные и подробные консультации с каждой фракцией и членами профильных комитетов – в общей сложности прошло 14 заседаний. 
В это время руководители фракций и председатели комитетов высказывали свои предложения к проекту бюджета. Большая часть их относится скорее ко второму чтению. Предложений было очень много, некоторые фракции были очень активны, включая «Единую Россию». Мы с коллегами выдвинули больше 10 инициатив.

– Расскажите подробнее об инициативах, которые предложила «Единая Россия».

– Первое, чем мы руководствовались при формировании предложений, – это, конечно, программа партии, с которой мы шли на выборы в Алтайское Заксобрание. Мы считаем, что нужно обратить внимание на кадровую проблему в медицине и образовании. Это острейший вопрос для нашего региона. Нужно искать решение, в том числе через краевой бюджет, – формировать целевой заказ на педагогических работников, врачей и средний медицинский персонал. Другая тема – это сохранение и увеличение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Алтайского края. Эта одна из тем, за которые партия борется.

Также мы уделили внимание еще одному направлению – поддержке местных инициатив. Предлагаем министерству поднять сумму гранта до 1,3 миллиона рублей на проект и увеличить сам объем финансирования программы – сейчас это порядка 300 миллионов рублей.

– Как в Минфине оценили другие предложения фракции?

– Концептуально все наши инициативы уже одобрены в Минфине. У нас общие задачи, а вот инструменты и объем возможностей мы можем понимать по-разному. Наши избиратели ждут решений здесь и сейчас, но, к сожалению, с учетом ограниченности ресурсов и других факторов это не всегда возможно. К примеру, мы хотим видеть новую больницу в сельской местности, проект одобрен, на это заложены средства, но сей же час она не появится. Нужно объявить конкурс, провести работу с документацией, найти строителей, закупить материалы и так далее.

Если мы сегодня говорим об инициативах «Единой России», то в ключевых решениях предложения приняты, но будут более детально обсуждаться уже ко второму чтению. Многие другие предложения тоже поддержаны.

– Бюджет Алтайского края называют социально ориентированным. Очень большая часть расходов связана с социальной сферой. И как ни странно, часто именно за это главный финансовый документ и критикуют. Как бы вы это прокомментировали?

– С этим сложно поспорить. Большая часть средств, около 70 процентов, действительно идет на различные выплаты. Нужно сказать, что из всех регионов Сибири мы направляем самый большой объем средств на социальные расходы. Но поддержание достойного уровня жизни граждан – приоритет государственной политики. Все эти вложения в образование, здравоохранение, социальные выплаты ведут к повышению качества человеческого капитала региона, который сторицей окупится увеличением инновационной, культурной и экономической отдачи. С другой стороны, конечно, при такой доле социальных расходов возникает вопрос, есть ли ресурсы на развитие региона, но я вас уверяю, что в той доле, которая есть, они есть, и достаточные, хотя мы, конечно, ожидаем большего.

Те, кто не поддерживает проект бюджета, фактически отказывают людям в широком комплексе положенных выплат. Бюджет, кстати, предусматривает повышение зарплат на 15 процентов «указнным» категориям граждан – это около 76 тысяч бюджетников. Проект бюджета где-то сдержан, но однозначно направлен на то, чтобы обеспечить все обязательства перед людьми и вложить ресурсы в развитие региона через инвестиционные проекты, поддержку бизнеса, реализацию инфраструктурных проектов за счет бюджетных кредитов.

– Как формируется доходная часть бюджета, каковы основные источники собственных доходов на 2022 год?

– Основной источник доходов краевого бюджета – собственные доходы (налоговые и неналоговые поступления) и безвозмездные поступления из федерального бюджета. Большая часть налоговых доходов – это доходы от налогов физических лиц, налогов на прибыль и других. Мы сейчас не представляем, какой объем средств поступит к нам из федеральной казны. Пока по проекту бюджета собственные доходы больше, чем безвозмездные поступления из федерального центра, и это радует. На сессии в октябре мы внесли поправки в бюджет 2021 года, собственные доходы увеличились почти на 15 миллиардов рублей, в основном за счет отчислений от налога на прибыль. Сработали меры поддержки после пандемии, ясно, что экономическая жизнь оживилась, и предположу, что в следующем году также выйдем с плюсом.

– Один из самых проблемных вопросов для края – это небольшой размер средней заработной платы. Можно ли через краевой бюджет как-то повлиять на это?

– Нужно понимать, что бюджет – это прогноз поступления денег и их расходования. К примеру, мы закладываем в бюджет индексацию зарплат бюджетникам, повышение социальных выплат. Но благосостояние жителей зависит не только от краевого бюджета и региональных властей, но и от общефедеральных трендов. И я думаю, что здесь стоит ждать дополнительных решений, 
в том числе и финансовых.

Справка

Предложения «Единой России» в проект краевого бюджета 
на 2022 год:
– предусмотреть дотацию на сбалансированность местных бюджетов;
– увеличить объем финансирования программы поддержки местных инициатив;
– сохранить и по возможности увеличить объемы программы «Комфортная городская среда»;
– индексировать социальные выплаты для разных категорий граждан;
– предусмотреть затраты для подготовки инфраструктуры для догазификации региона;
– направить дополнительные средства на развитие и укрепление материально-технической базы учреждений среднего профессионального образования;
– увеличить расходы на целевой заказ педагогических работников, врачей и среднего медицинского персонала;
– предусмотреть средства на строительство и капитальный ремонт школ;
– повысить заработную плату муниципальных служащих.

Беседовала Алла Филиппова

 
Новости