Умер главный режиссер Бийского драматического театра

12:08, 27 октября 2021г, Культура 1952


Умер главный режиссер Бийского драматического театра Фото №1

Бийск постигла тяжелая утрата. 25-го октября на 52-м году жизни скоропостижно скончался главный режиссер Бийского драматического театра Михаил Вороновский.

Он родился 27 ноября 1969 года в Рубцовске Алтайского края. В 1998 году окончил Алтайский институт культуры и с этого года начал служить в Бийском драматическом театре. Здесь прошла его вся творческая жизнь. Он был многогранным, как его любимый театр. Михаил Вороновский служил в должностях актера, заведующего музыкальной частью, режиссера-постановщика, художника-постановщика. В 2008-м году он был назначен главным режиссером Бийского драматического театра. Бийский зритель, да и не только бийский, любил Михаила Михайловича за его способность к смелым экспериментам, нестандартным сценическим решения.

Ценители театрального искусства могли увидеть его спектакли «Приглашает Снегурочка» Н. Абрамцевой (1997), «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана (1998, 2009), «Руслан и Людмила» А. Пушкина (1999), «Снежный цветок» С. Козлова (2001), «Морозко» И.Токмаковой, «Саня, Ваня, с ними Римас» В.Гуркина (2015), «Квадратура круга» В. Катаева (2015), «Две дюжины алых роз» А. де Бенедетти (2016), «Мама, чао!» Р. Морлея (2016), «Богатые невесты» А. Островского (2017) и многие другие.

Неоднократно бийская труппа становилась победителем самых различных всероссийских фестивалей, а постановки Вороновского заслуживали самого большого признания.

Мы связались с теми, кто лично знал главного режиссера театра, кто работал с ним много лет и попросили поделиться воспоминаниями о Михаиле Михайловиче.

«С ним было работать очень легко, но при этом и тяжело. Он очень требовательный как к себе, так и к артистам, потому как сам был артистом. Выражалось это просто — он проживал буквально все роли, будь то его роль или другого человека, всегда поддерживал советом, если случались сложности, он мог лихо подбросить шутку в плане роли и выход из тупика был найден. А когда надо, был строгим и всегда шутил на тему своей строгости: мол, я вас люблю, вы мои детки… Обладал огромной проницательностью, глядя на него хотелось становиться всё лучше и лучше, обладал мощной харизмой, талантом и просто был любимым человеком», — вспоминает артист Владимир Гапеев.

Как отмечает Владимир, спектакли Михаила Вороновского имели успех просто потому, что он ощущал мир глубоко, со всеми его красками и прелестями. У него было потрясающее мироощущение, именно это он и передавал в своих спектаклях. Любовь и честность — так он всегда говорил.

Поддерживает слова Владимира и его коллега по театральному цеху, победитель Губернаторской премии им. В.С. Золотухина Артём Фоменко.

«Нашу работу тяжело назвать лёгкой, вопреки расхожим мнениям людей: здесь и физический и умственный труд, прибавьте к этому душу и чувства – и получится тот самый инструмент, которым мы «орудуем» на сцене, именуемый в профессии «психофизикой», — говорит артист. — Михал Михалыч (именно так мы обращались к нему в устной и даже письменной форме) мастерски владел им, учил также владеть им нас… В работе именно со мной бывало и тяжело, и легко – всяко. Самое главное – было захватывающе, с колоссальным интересом, присущим лишь детскому любопытству. Зачастую при работе над постановкой у нас не возникало длительных диалогов-дискуссий-споров, эта связь «режиссёр – актёр» была эмпатийной: «Понял?» — «Да»», — поделился он.

Сейчас Артем Фоменко вспоминает, что иной раз даже злился на Вороновского за то, что другим артистам он уделял времени больше, чем ему. Но только с режиссёрской практикой молодой режиссер понял, почему так случается. У одного получается с первого раза, а другому необходимо двадцать пять попыток. К слову, с двадцать шестой попытки в артистов со стороны Михаила Вороновского мог прилететь и реквизит, а в лучшем случае, чего таить, и мат – да, он мог хорошенько им накрыть. Но каждый понимал для чего это. Профессия требует. И ММ требовал, оттачивал, ругался и хвалил, шутил и говорил всерьёз. В работе над спектаклем он был одновременно и простым деревенским мужиком, и самым первым интеллигентом планеты. Потому что душа большая. Ею он делился со всеми. Оттого и спектакли его, и роли, исполняемые им, большие — многогранные, разноцветные, одновременно хаотичные и упорядоченные, сложные как всё человеческое существо.

Артистка театра Анастасия Блюмская, также обладательница премии им. В.С. Золотухина, тоже считает, что Михаил Вороновский был требовательным и к себе, и к другим. И это правильно.

«Актёр должен приходить на репетицию подготовленным, в процессе быть включённым. Актёры часто ведут себя как дети: шутят, смеются. А он как отец большого семейства должен был нас организовать, — Со стороны смотришь, все ведь объясняет понятно, почему сделать-то не могут? Доходит очередь до меня, и я также торможу, не могу выполнить элементарного. Даже плакала однажды во время репетиции спектакля «Как важно быть Эрнестом». На себя очень злилась, что туплю… Он талантливый режиссёр, актёр и наш друг, партнёр, родной человек. Хотелось бы обнять его крепко-крепко и сказать «Люблю очень и прости, если, где обидела»», — с грустной улыбкой вспоминает Анастасия. —

В тесном тандеме несколько лет с главным режиссером работала директор Бийского драматического театра Ольга Малявина. Для неё внезапная смерть коллеги и друга стала страшной неожиданностью.

«Мне, как директору театра, работать с ним было очень легко. Он искренно любил театр и артистов, всегда выступал за развитие и высокий профессионализм. Он был прекрасным организатором и руководителем,  Каждый работник театра мог в любой момент обратиться к нему за помощью – и всегда получали эту помощь и профессиональные советы. Михаил Михайлович никогда не боялся трудностей, и смело шел вперед»,— говорит Ольга Александровна.

Почему-то сейчас вспомнился момент нашей подготовки к поездке в г. Москва на IV фестиваль «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» в ноябре 2020 года. О том, что Бийский театр был выбран со спектаклем «Ночь перед Рождеством» представлять Алтайский край мы узнали заранее, еще летом. Но с приближением ноября и резкого ухудшения эпидемиологической ситуации в стране мои опасения все возрастали. Своей обеспокоенностью я делилась с Михаилом Михайловичем, но он всегда мне отвечал: «Не переживайте. Все будет хорошо». Так и случилось. Проблем по этой поездке было много. В том числе, пришлось в последний момент вводить 4 артиста. Но показ на Новой сцене театра им. Евг. Вахтангова состоялся и был принят критиками и зрителями «на ура». Коллектив театра был в восторге от этой поездки. И очень доволен был сам Михаил Михайлович, который говорил, и, главное, сделал все возможное, чтобы было не просто все хорошо, а замечательно.

Михаил Михайлович обладал прекрасным чувством юмора и умел шутить. Он был очень душевным и надежным. За артистов всегда горой. Даже, если какие-то рабочие моменты возникали, то всегда старался тихонечко это урегулировать. Любил свою работу, любил театр. Был очень требовательным к себе и другим. Невероятно грамотный, мудрый, стильный. А еще он автор прекрасных стихов.

К тому же Михаил Михайлович умел максимально чувствовать нашего зрителя. И, наверное, это залог его успеха и у взрослых зрителей и у маленьких.

К великому сожалению, Михаил Вороновский больше не сможет «максимально чувствовать зрителя», однако поставленные им спектакли наверняка останутся актуальными многие-многие годы. Бийский драматические театр будет бережно хранить их в своем репертуаре, время от времени напоминая зрителям о замечательном режиссере, не успевшем сделать так много, и вместе с тем успевшим многое.

Михаил Михайлович Вороновский похоронен 27 октября 2021 года на Аллее Славы, где покоятся останки знаменитых людей Бийска, внесших огромные вклады в развитие алтайского наукограда в различных сферах его жизни.

Фото: Бийский драматический театр

Фоторепортаж