Упразднить Грея

17:00, 08 декабря 2016г, Культура 2443


1
1

Зрителям, которые еще не видели новый мюзикл «Алые паруса» в театре музкомедии, не стоит ждать классической сказки. Сначала акценты гриновской истории основательно сместились в либретто, а затем их еще немного подвинул режиссер-постановщик Константин Яковлев – и это, кажется, была неплохая идея.

Первая версия мюзикла Максима Дунаевского создана в 2010 году, потом были написаны еще несколько редакций, и вскоре произведение стало одним из самых востребованных в музыкальных театрах страны. Некоторые постановки даже были отмечены театральной премией «Золотая маска».

Авторы либретто Михаил Бартенев и Андрей Усачев, видимо, полагали, что современный зритель уже не купится на наивную романтику, а потому добавили в феерию Александра Грина ложку цинизма – так в «Алых парусах» появились насилие и продажная любовь. Стремясь усложнить прямолинейный сюжет повести, авторы вписали и своего рода любовный треугольник между Ассоль, ее воображаемым капитаном и сыном Меннерса (на это писатель даже не намекал).

Причем Меннерс-младший, способный отказаться от предрассудков своего окружения и влюбиться в странную мечтательницу, получался едва ли не главным положительным персонажем. И вызывал зрительское сочувствие, поскольку, разумеется, был в конце концов отвергнут. В нашей постановке у Насими Нариманова (он играет Меннерса-младшего по очереди с Виталием Селюковым и Арсеном Митичашвили) тоже получается неожиданно трепетный образ, раскрывающийся в красивой песне «Ты не такая, как все».

Замысел режиссера Константина Яковлева, по его собственным словам, состоял в том, чтобы несколько приблизить эту историю к оригиналу. При этом он решил вовсе упразднить капитана Грея! Вкратце сюжет теперь таков: пока Лонгрен в море, его жена (актриса Виктория Гальцева) вынуждена просить взаймы у трактирщика Меннерса. Но помощи, конечно, не получает, а дальнейшую сцену можно в зависимости от живости воображения трактовать и как изнасилование дрянной кабацкой публикой, и как злое глумление над отчаявшейся женщиной. Умирая, она оставляет сиротой не младенца, а вполне разумную девочку, и вдовец Лонгрен (Михаил Басов) делает для Ассоль маленький кораблик, изрезав на паруса алую косынку жены. А вскоре гибнет бессердечный Меннерс и не пришедший ему на помощь Лонгрен становится изгоем.

Легенда о капитане? Ее, как и полагается, рассказывает еще чуть подросшей девочке сильно помолодевший сказочник Эгль (Михаил Лямин) – этакий богемный бродяга с ниспадающими на плечи спутанными кудрями. А когда Ассоль вырастает, заполучив репутацию местной сумасшедшей, именно Эгль вдруг решает воплотить несбыточную мечту о корабле с алыми парусами: сбрасывает пестрое пончо с кисточками и предстает в мундире капитана.

Еще в этой запутанной истории найдется место аресту Лонгрена, призраку Меннерса-старшего и яркому выходу Хозяйки маяка, а точнее, борделя (актриса Мария Евтеева), которая соблазняет Ассоль возможностью заработка. Ее образ режиссер Яковлев, настроенный несколько более возвышенно, чем авторы либретто, трактует как символического двойника главной героини – с той лишь разницей, что ее смогло сломить грубое окружение. Но финальное чудо первой замечает именно она.

Чтобы зрители не питали никаких иллюзий насчет места действия, моря как главного романтического символа в нашей Каперне попросту нет. Оно ушло, остался лишь песок, которым засыпали театральную сцену, да остов старой лодки. Нет и горизонта, который заслоняет глухая кирпичная стена. Эклектичные костюмы местных жителей отсылают одновременно к эстетике панка (с женскими прическами самых огненных оттенков) и условному стилизованному романтизму с корсетами и шелками.

Лаконичное художественное решение идет на пользу обновленной истории, особенно в самом конце. Информация о том, что алые паруса все же появятся в этом разуверившемся мире, вряд ли может считаться спойлером – так вот, в нашей постановке это весьма эффектный момент, использующий волшебные возможности театрального света.

Невозможно не отметить уверенную игру детей, воплотивших образы юных героев. Роль Ассоль в разном возрасте играют Полина Рондова и Ада Упорова, которая к тому же замечательно исполняет песню «Кораблик мой, плыви» – этот номер был встречен аплодисментами. В роли Меннерса-младшего в первой части спектакля выходит Матвей Гальцев, а его друзей-мальчишек играют участники детского академического хора (руководитель – Инесса Грицай).

Что касается музыкального материала, написанного Максимом Дунаевским, то здесь много запоминающихся номеров: хоровые «Пена да вода» и «Сумасшедшая», песня Эгля/ Грея, песня Хозяйки маяка, уже упомянутая «Кораблик мой, плыви» и заключительный дуэт главных героев. Отдельное преимущество постановки в том, что поют артисты не под минусовую фонограмму, а в сопровождении оркестра театра.

Фоторепортаж
Блоги