В Барнауле открылась выставка к юбилею искусствоведа Любови Шаминой

17:51, 18 октября 2018г, Культура 2057


В Барнауле открылась выставка к юбилею искусствоведа Любови Шаминой Фото №1

Фото Евгений НАЛИМОВ

В Барнауле открылась выставка, посвященная юбилею известного искусствоведа Любови Шаминой. В экспозиции – работы, подаренные ей в разные годы художниками Алтая, Сибири и России. В павильоне «Открытое небо» сейчас представлены произведения Виктора Зотеева, Василия Рублева, Майи Ковешниковой, Владимира Добровольского, Геннадия Борунова, Евгения Скурихина, Екатерины Дёмкиной, Валерия Васина и других – всего около 60 работ.

Любовь Шамина назвала экспозицию «Друзья мои, прекрасен наш союз!» – на Алтае художники и искусствоведы, музейщики действительно тесно сотрудничали. Другое дело, что так было не всегда. По воспоминаниям Любови Николаевны, в 60-е годы, когда только открылся краевой Художественный музей (тогда Алтайский музей изобразительных и прикладных искусств), между творцами и искусствоведами было настоящее противостояние. Только в 70-е «среди художников прижилось признание некогда ненавистной профессии критика».

Картины с историей

С каждой работой в этой экспозиции связана какая-нибудь история. Иногда очень личная, как с портретом покойного супруга Любови Николаевны, написанным художником Алексеем Дрилёвым. Или с небольшим зимним пейзажем Геннадия Тарского «Барнаул пятидесятых»:

– Сейчас в этом месте Дворец спорта, а в те годы это была такая «деревенька», – говорит Шамина. – Помню, когда я училась в 25-й школе, мы на уроках физкультуры ходили на лыжах прямо по Ленинскому проспекту, сворачивали и подходили к этому месту. А там горка, маленькие домики стоят! Тарский даже написал следы лыж на снегу. Очень люблю эту работу…

Стильный светлый холст из серии «Обь целинная» Владимира Добровольского и Семена Чернова напоминает о начале работы в Художественном музее в качестве главного хранителя: «Эта серия была очень большая, и я должна была принять ее в фонды. И вот я смотрю и смотрю, а работы все не заканчиваются!»

И, конечно, есть в экспозиции портреты Любови Николаевны. Самый любимый нарисовал углем Василий Рублёв в 1988 году прямо во время очередного собрания Союза художников. «После заседания он вдруг положил передо мной пять листов и сказал: «Люба, выбирай любой!» – вспоминает искусствовед.

Главное, по экспозиции очень заметно, что за каждой подаренной вещью стоит благодарность художника – за поддержку, за честную оценку творчества. А иногда и десятилетия дружбы.

Добыть «Вакханку»

Выделяется на этой выставке большой южный пейзаж с немного наивными кипарисами. Автор – Валентина Лаврова-Солдатова, известный живописец и супруга знаменитого скульптора Георгия Лаврова, сибиряка с удивительной судьбой. Это был революционер, сражавшийся на Алтае, а затем стажировавшийся в Париже как скульптор у Бурделя и Майоля. Звезда зарубежных аукционов, художник, выразивший дух ар-деко, а потом и соцреализма. Наш Художественный музей очень гордится его мраморной «Вакханкой» парижского периода, которая чудом сохранилась, когда художник вернулся в СССР и был репрессирован. А привезла скульптуру из Москвы в Барнаул как раз Любовь Шамина.

– В Москве «Вакханка» была моей главной целью, музей поручил добыть ее, а скульптор с супругой никак не соглашались продать! Так что я снова и снова заводила с ними этот разговор, – вспоминает искусствовед. – И вдруг получаю записку: «Мы долго думали и наконец решили расстаться с нашей «Вакханкой».

Весила эта красавица 250 килограммов. Искусствовед вспоминает, как сам Лавров придумал для нее специальную тележку на колесиках, как помогали погрузить ее в поезд знакомые московские студенты, как она прятала бесценную скульптуру под сиденьем в купе (к слову, именно так и были привезены искусствоведами десятки и сотни экспонатов Художественного музея, которому Любовь Шамина посвятила 30 лет). На память об этой почти героической истории остался подаренный супругой скульптора нежный ночной пейзаж.

Музейное дело

В Художественный музей Любовь Шамина пришла третьекурсницей-филологом в 1965 году. Точнее, ее пригласили: в Барнаул привезли большую выставку из Русского музея, а водить экскурсии было некому.

– Сотрудница Русского музея только один раз провела для меня экскурсию, а там были произведения, начиная с древнерусского искусства и заканчивая лауреатами Ленинской премии! Тут и академическая школа, и «передвижники»... Директор музея отдал в мое распоряжение музейную библиотеку. И я вела иногда по 15 экскурсий в день – такой был интерес к этой выставке! После института я и года не проработала в школе, как в музее выбили для меня ставку главного хранителя. И я поехала на учебу, в том числе на реставраторские курсы, где меня научили оказывать первую помощь больному произведению – почистить, сделать так, чтобы живопись дальше не рассыпалась. Сохранить работу до настоящего реставратора.

Главный хранитель, старший научный сотрудник, затем директор. После ухода из музея Любовь Шамина преподавала историю искусства в АлтГУ, а еще лет 10 посвятила музею истории Барнаульского ликеро-водочного завода (при полном равнодушии к алкоголю, зато с пониманием устройства музейного дела). Потом собирала коллекцию для промышленника и мецената Сергея Хачатуряна, она легла в основу картинной галереи «Кармин».

Сегодня Любовь Николаевна организует выставки в «Открытом небе», вновь пишет статьи и издает каталоги. И признается нам: «Понимаете, я этим живу. Любовь к искусству меня всегда поддерживала».

Фоторепортаж