Чарующая и таинственная…

Обзор ряда книг алтайских литераторов, вышедших в последнее время в крае и не только в нём

00:00, 08 февраля 2013г, Культура 2134


Чарующая и таинственная… Фото №1

Еще с декабря прошлого года копилась и пополнялась на столе автора этих строк стопка книг наших земляков поэтов и писателей, пока не стала совсем уж внушительной, такой, что грозила не вместиться в одну «Книжную полку». Тем не менее место на ней нашлось каждой из них. И каждая, отличаясь по манере изложения, профессиональному уровню и душевным пристрастиям авторов, стоит надеяться, станет небезынтересной для своего круга читателей.

И шуршит на пригоне солома…

15 января в барнаульской библиотеке имени Владимира Башунова состоялась презентация книги лирических стихов «Заря за селом». Автор ее - Александр Ильиных (Тимошенко), в прошлом офицер-«афганец», а затем журналист, хорошо знакомый с жизнью сельских жителей нашего края, да и сам крестьянский сын, по сей день умеющий держать в руках не только шариковую ручку, но и лопату.

Многие из опубликованных в сборнике стихов пока нельзя назвать совершенными, но то, что автор вкладывал в них не только душу, но еще и немало работал над текстами, видно сразу. А такой подход к творчеству среди нынешних любителей стихосложения, да и решивших посвятить себя грубой прозе, встречается не так часто, как хотелось бы.

Стихи, посвященные, скажем так, «производственной тематике», привлекут внимание, пожалуй, лишь специалистов либо людей, в отличие от автора этих строк по-настоящему близко - до липкого пота на лице в страдную пору - знающих сельскую жизнь, но вот что касается собственно лирики, разговор другой.

Нет, и здесь порой встречаются явные недоработки, но искренность, с которой автор выкладывает на бумагу стихотворные строчки, вызывающие чаще печальные, но однозначно яркие чувства, окупает многое. Ну вот, к примеру:

Вновь по краю идут дожди,
Моросят бесконечно и нудно.
Утром ты мне сказала: - Не жди!
И зачем мне такое утро?!
И зачем серость гиблого дня,
И порывы холодного ветра?
Если все – это ты!
И огня
Нет на сотни пустых километров.
Зябко. Грустно. И снова беда
Заставляет бежать из дома…
Сталью плещет в пруду вода.
И шуршит на пригоне солома.

 

«Не хочу в Нормандию!»

21 февраля в 15.00 в краевой библиотеке им. В.Я. Шишкова в рамках краевого фестиваля «Издано на Алтае» состоится презентация новой книги увлекательных женских историй Юлии Нифонтовой «Не хочу в Нормандию!».

Это вторая книга прозы автора, до этого Юлия Нифонтова была известна как поэт. Книга состоит из повести и пяти рассказов, составляющих единое гармоничное целое. По словам автора, это некий собирательный портрет молодой женщины поколения, стоящего на пороге зрелости, не лишённый острых, ярких сатирических черт. Как гласит подзаголовок, это кроме прочего Памятка для клиенток международных брачных агентств, а также руководство для желающих выехать за границу по визе невест.

Книга «Не хочу в Нормандию!» имеет ярко выраженную социальную значимость, адресована молодым девушкам, что массово рвутся на постоянное место жительство за границу путём замужества. В повествовании читатели увидят разные варианты развития событий на примере русскоязычной диаспоры Франции. Книга написана на основе личного опыта автора и подводит к выводу о невозможности существования русского человека без Родины. По словам Юлии Нифонтовой, ее новая книга несёт патриотическую функцию, обращена к молодому читателю и написана на его языке.

 

Я, Михаил Трифонов

Еще в октябре в Москве вышла в свет книга стихов барнаульского поэта Михаила Трифонова с «простым» названием «Я». По словам самого Михаила, большую часть тиража (общий тираж этого небольшого по объему сборника составляет 500 экземпляров. – Ред.) он решил оставить в Москве, дабы посмотреть, «как там люди отреагируют», однако кое-что досталось и Барнаулу.

Отвечая вскоре после выхода из печати своего сборника на вопрос, почему книга получила название «Я», Михаил сказал, что «дело в том, что книга состоит из двух глав. Каждое повествование – от двух составляющих человека. Ни для кого не секрет, что каждый человек придумывает для себя какой-то образ – каким бы хотел быть, какую маску хотел бы носить. Обе главы называются одинаково – «От меня». В первой главе повествование идет от маски, такой немного циничной, немного грубой, которая с сарказмом относится к жизни. А вторая – от лица одинокого человека, когда он остается наедине с собой. Может, кому-то будет достаточно только первой главы, кому-то важен только внутренний мир».

По утверждению автора, его книга ориентирована на молодежь. «Поэтому в первой части есть стихи, так сказать, для увеселения – с юмором, немного издевательские, - говорит поэт. - Сложнее писать серьезно. Иногда просто хочется спрятаться, закрыться так, чтобы не показывать все стороны своей жизни. Для меня написание второй части было намного сложнее, особенно на эмоциональном уровне».

Это стихотворение из главы серьезной.

Ухватившись за рваную нить,
Я бреду по дороге из дома,
Не могу я тебя отпустить,
Твое имя мне слишком знакомо.
Не понять, и нельзя объяснить.
Шорох листьев бормочет невнятно.
Ни сказать, ни смолчать, ни закрыть,
Твое имя мне слишком понятно.
Не простить, промолчать и забыть -
Это дело, наверно, пустое.
Не могу я тебя разлюбить.
Твое имя мне слишком родное.

Лично я не понимаю, как, скажем, может «бормотать шорох» или что означает взятая навскидку строчка из другого стихотворения Трифонова «Я поражен его глазам», да и не только это остается для меня загадочным в стихах Михаила Трифонова, так на то она и поэзия – волнующая, чарующая и таинственная…

 

Шукшинские мотивы

Книгу под названием «Непридуманные истории» выпустил литературный фонд «Август» (редактор-составитель - Валерий Тихонов). В нее включены рассказы ушедшего из жизни 24 октября 2010 года писателя и журналиста Вячеслава Морозова.

В разные годы Вячеслав Морозов, живя в Барнауле, работал заведующим литературной частью в краевом театре юного зрителя, был руководителем кружков на краевой станции юных туристов, сотрудником Бюро по пропаганде художественной литературы при краевой организации Союза писателей России. На рубеже ХХ-ХХI веков работал помощником главного редактора журнала «Наш современник». Автор девяти книг прозы, член Союза писателей России.

В 2008 и 2010 годах в журнале «Барнаул» были опубликованы его мини-рассказы из цикла «Непридуманные истории», за которые по итогам 2010 года он был удостоен краевой литературной премии имени В.Б. Свинцова. Ныне они увидели свет отдельной книгой.

«Круг героев Вячеслава Морозова широк – от забулдыги до главы правительства, - пишет в предисловии к этой книге Сергей Боженко. - Стихия контактов писателя с жизнью делает его прозу яркой и правдивой. Точнее, эмоционально насыщенной и по-мужски убедительной. Да, звучат (звучат!) в его рассказах шукшинские мотивы. Как же им не звучать, если рассказы его замешены на любви к человеку, на неприятии пошлости и на восхищении чудом жизни?!

Пожалуй, главная особенность своеобразной прозы Вячеслава Морозова – в сдержанном благородстве летописца, широком и глубоком понимании, как говорят философы, быстротекущего бытия.

Может быть, поэтому его так интересно читать».

Живая власть живого слова

Так назвал свою рецензию на вышедшую в «Городской библиотеке» книгу Вильяма Озолина «Фантазер, гитарист, сочинитель» поэт Владимир Казаков. Предваряет он ее одним из стихотворений автора сборника, своего рода литературным портретом Вильяма Озолина:

...Я – «ноль три»!
С давних лет –
фантазёр, гитарист, сочинитель!
Со своею судьбой добровольно
я связан навек!..
Тихо вечер крадётся…
Ну что же вы мне не звоните?..
Я готов, я приду,
Если снова в беде человек...

«Судьбе ли, Богу ли, но только не случаю было угодно, чтобы последние свои 17 лет жил и творил он не в родном ему Омске, где родился, рос и мужал; не в приютившей в своё время Чите; не в гостеприимных для него, скажем, Владивостоке и Иркутске, Кемерове и Красноярске, Новосибирске и Томске, а в нашем, благословенном Барнауле, где его тоже любили, знали и почитали, – пишет о своем товарище-поэте Владимир Казаков. - Впрочем, иначе и быть не могло. Сметь, а главное, уметь говорить о своём времени и о себе образно и непредвзято, весомо и зримо; с подкупающей искренностью делиться богатствами души своей и памятливого сердца; о том, чему они радовались и удивлялись, чем гордились и тяготились, – дар не только желанный и выстраданный, но и божеский. Так что и до, и после переезда в Барнаул и на Алтае поэтической славы, признания и востребованности ему было не занимать.

При всей жизнелюбивости и оптимизме в размашистых, энергичных и мускулистых ритмах большинства баллад, песен и откровений немало усмешек, печалинок и грустинок, горчинок и перчинок, ноток сожаления и недоумений. А если говорить деловитей и бесстрастней - с трудом сдерживаемых боли, тревог, горькой иронии и язвительности.

За день до своего 66-летия, в ночь с 16 на 17 августа 1997 года, ушёл он в мир иной, успев оставить живущим и здравствующим бесспорные доказательства того, что одна из многих выстраданных и обретённых им истин - власть подлинного и изречённого слова - и впрямь крепка, жива и несомненна…»

 

Популярное исследование

К названию своей новой книги «Изгнанные из рая» писатель Иван Булах прибавил подзаголовок «Популярное исследование о жизни потомков Адама и Евы». Исследование это можно назвать не только популярным, но и достаточно вольным, не зря же сам автор пишет в аннотации к книге: «Чтобы читателю это не показалось скучным – все написано с долей юмора».

«Как зародилась семья и откуда у нас на столе привычные продукты питания? – спрашивает автор читателей в той же аннотации. - Мы каждый день слушаем музыку и держим в руках деньги, а их историю появления не знаем. Даже о последних днях жизни человека и что за этим следует, большинство не знает».

Вот на эти и другие вопросы решился ответить нам Иван Булах. Именно решился, потому что, к примеру, автор этих строк за такое огромное, пусть даже «популярное и познавательное исследование» взяться бы не осмелился. Иван Владимирович осмелился, и о том, что у него получилось, смогут узнать как минимум 500 читателей. Именно таков уже давненько ставший привычным для большинства наших литераторов тираж этой довольно объемистой книги.

Фоторепортаж