На Алтае отметят 150-летие художника Григория Чорос-Гуркина

20:00, 13 января 2020г, Культура 1967


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

В наступившем году будет немало торжеств, посвященных 150-летию со дня рождения художника, просветителя, общественного деятеля Григория Чорос-Гуркина. Мероприятия пройдут не только на родине мастера, в Республике Горный Алтай, – во всей Сибири.

Многое связывало Гуркина с Барнаулом. О творческом наследии художника рассказала заместитель директора Государственного художественного музея Алтайского края (ГХМАК) по научной работе Наталья Царева.

– Наталья Степановна, что вы можете сказать о коллекции работ Гуркина, хранящейся в музее?

– Наша коллекция по числу работ, наверное, на втором месте. На первом – собрание художника в Национальном музее им. Анохина в Горно-Алтайске.

В фонде ГХМАКа имеются многие программные произведения Григория Ивановича Гуркина, такие как «Хан Алтай», «Озеро горных духов». У нас великолепная его графика разных лет – мы постепенно ее реставрируем. Живопись уже практически вся отреставрирована.

– Как вы лично открыли для себя Гуркина?

– Я пришла в музей после школы – работать экскурсоводом, и первые мои экскурсии были о художниках Алтая. Запомнилось то душевное потрясение: смотришь, например, на «Озеро горных духов» и понимаешь, что ты столкнулся с чем-то совершенно необыкновенным, большим, высоким…

Помню, как на конференции, посвященной Томскому обществу любителей художеств (ТОЛХ), я смотрела на участников и думала: мы со всей Сибири так легко сели в поезд и приехали. А как сто лет назад в Томск добирались художники, когда не было железной дороги? А они ведь еще и картины везли. Каково же было страстное желание общения у художников! И сибиряки понимали, ценили искусство. В Томске прошла не одна персональная выставка Гуркина. Сам он однажды вспоминал, как практически всю свою выставку распродал, а люди продолжали идти к нему и просить картины. Поэтому есть авторские реплики.

Мы благодарны той ситуации, ведь Гуркин сделал несколько повторений «Хана Алтая», настолько картина полюбилась ценителям. И теперь эта работа есть и в Томске, и в Горно-Алтайске, и у нас. Наш вариант поздний, но он больше повторяет работу 1907 года, нежели творение 1937-го. Наш «Хан Алтай» интересен колористическим решением, присущим еще началу века.

– Но ведь полотна разнятся не только этим самым решением?

– Как нельзя два раза войти в одну и ту же реку, так нельзя и повторить произведение, пережить те же самые чувства. Каждый раз художник пишет другую картину. Вот поэтому такие разные «Озера горных духов» – их немало в музеях, частных собраниях. Порой хочется собрать все варианты одной картины и показать их людям… Однажды нам удалось это сделать: когда из Русского музея привезли «Озеро горных духов», то мы поставили «наше» с ним рядом. При всем том, что и композиция, и колорит схожи, это были два разных озера. А если художник писал картину уже с другими чувствами и переживаниями, то они и на зрителя по-разному влияют. Потому на «нашу» работу люди смотрят с одним чувством, на полотно из Русского музея – с другим, из красноярского – с третьим. Но каждая – это Гуркин, его талант, его грани.

– Я помню не одну выставку художника в вашем музее…

– К каждому юбилею Гуркина мы готовим выставки. На одной из них мы показали работы художника и предметы народного алтайского искусства из коллекции ГХМАКа, которые наши сотрудники собирали в экспедициях в отдаленных селах Горного Алтая. Выставка получилась очень органичной и была весьма востребована.

«Алтай в творчестве Г.И. Гуркина» – эта большая выставка проходила еще в старом музее. Там мы показали его живопись, графику, великолепные рисунки пером и карандашные, акварели, этнографические работы. Многие тогда выставлялись впервые после реставрации.

В этом году мы задумали выставку как диалог современного художника с Гуркиным. Григорий Иванович погиб в 1937-м, но практически все наши художники Алтай для себя открывали через его творчество. Потому мы решили сделать диалог поколений: посмотреть, как на протяжении всего ХХ века те же самые места, ракурсы, мотивы увидели современные художники – Будкеев, Зотеев, Торхов, Кукса, Щетинин и другие.

Диалог с мастером современному художнику необходим. Человек попадает под необыкновенное влияние Гуркина – и оно чувствуется у наших художников очень сильно. Именно это мы хотим проследить в нашей выставке (она запланирована на февраль).

– Насколько исследовано творчество художника?

– О Гуркине стали писать с начала ХХ века: «У Сибири наконец-то появился свой художник, певец алтайских гор!» По сей день о нем говорят и пишут, но наследие его еще требует изучения.

Например, важно исследовать этнографические рисунки мастера: они очень интересны не только с художественной, но и с научной точки зрения. Элементы убранства или костюма Гуркин подписывал на алтайском и русском языках.

– Планка, заданная Гуркиным, очень высока?

– Алтаю повезло, что в тот момент, когда профессиональное искусство начинало создаваться, была задана такая высокая планка – и Гуркиным, и Никулиным. Один учился у самого Шишкина, другой – в училище Штиглица. Из самодеятельного искусства невозможен был бы такой взлет. Художники Алтая стремились учиться, чтобы расти до этой высокой планки.

Фоторепортаж