За границей значительно вырос спрос на алтайские дикоросы и подсолнечное масло

07:19, 03 декабря 2020г, Экономика 1092


За границей значительно вырос спрос на алтайские дикоросы и подсолнечное масло Фото №1

Фото Андрей КАСПРИШИН

В этом году за границей значительно вырос спрос на алтайские дикоросы и подсолнечное масло. А вот сыр и сливочное масло таким спросом не пользуются. Об этом на пресс-конференции рассказал Александр Большаков, начальник управления по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям.

Дикоросы экспортируют

За минувшие 10 месяцев алтайские производители отправили на экспорт дикоросов, куда входят кедровые орехи и лекарственные травы, на 7 млн долларов. При этом объемы поставок увеличились по сравнению с прошлым годом более чем в два раза. Экспортируют наши дикоросы в основном в Германию, Казахстан, Монголию. Ведутся переговоры о поставках с Японией, Малайзией, Южной Кореей.

Причина возросшего интереса к алтайской продукции, по мнению Александра Большакова, состоит в том, что наши предприятия в последние годы активно участвуют в торгово-ярморочных мероприятиях за рубежом, привлекают новых контрагентов, развивают сервисы продаж через Всемирную паутину.

Возрос спрос за границей и на алтайский свекловичный жом. Единственный поставщик этой продукции – Черемновский сахарный завод. За девять месяцев на экспорт он отправил 28 тыс. тонн. В денежном выражении это составило 4 млн долларов. В последнее время завод плотно работал над продвижением продукции в страны Прибалтики, что и повлекло за собой увеличение объемов экспорта.

Пошлины защищают

Цена на подсолнечник в России в этом году достигла 38–40 рублей за килограмм. Это рекордный скачок за последние 20 лет, который объясняется возросшим мировым спросом. Об этом красноречиво говорят цифры. Объем экспорта подсолнечника из России был увеличен в 3,7 раза.

Востребовано и подсолнечное масло. Алтайские переработчики увеличили экспорт этой продукции по сравнению с прошлым годом в полтора раза. Большие объемы подсолнечного масла идут в Монголию, Китай, Афганистан.

– Российским предприятиям-переработчикам трудно конкурировать с зарубежными. Они не могут предложить столь высокую цену за «семечку». Чтобы не допустить повышения цены на подсолнечник и на готовую продукцию на внутреннем рынке, Правительство России прорабатывает вопрос о введении 30-процентной пошлины на вывоз подсолнечника. Сейчас ее размер 6,5%. Повышение должно произойти с января следующего года.

Молочка выравнивается

Как известно, 70% произведенной в крае молочной продукции вывозится за его пределы.

Но в этом году востребованность в сырах, сливочном масле резко снизилась. Россияне стали меньше покупать молочные продукты. К такому выводу пришли алтайские производители этим летом, когда на складах у них стала скапливаться готовая продукция.

По словам Александра Большакова, такие крупные переработчики, как группа компаний «Киприно», «Столица молока», Барнаульский молочный комбинат, испытали трудности с реализацией продукции. Это повлекло к заморозке денежных средств, вложенных в готовую продукцию. Излишки, которые скапливались в складских помещениях, не позволяли в полной мере работать с поставщиками сырья, в результате цены на закупку молока стали падать. Также на 5,4% снизился и экспорт молочной продукции, опустившись по итогам девяти месяцев до 3,2 млн долларов. Александр Большаков связывает это с последствиями ограничений по коронавирусу, временным закрытием границ в первую волну пандемии.

Сейчас ситуация начала исправляться: на складах молочной продукции стало меньше, а закупочные цены на молоко потихоньку растут.

Алтайские предприятия полны надежд на развитие. Они инвестируют довольно крупные суммы в производство. Группа компаний «Киприно» модернизировала Троицкий маслосырзавод, вложив в него более 1 млрд рублей. Барнаульский молочный комбинат завершил модернизацию двух предприятий – Быстрянского и Карагужинского маслосырзаводов. Это обошлось в 700 млн рублей.

Производство спирта растёт

В текущем году Иткульский спиртзавод ничего не экспортировал, зато по объемам производства вышел на уровень докризисного периода, увеличив по сравнению с прошлым годом выпуск спирта почти в четыре раза и втрое водки. За 10 месяцев в крае произвели 314 тыс. декалитров «злодейки с наклейкой» и 645 тысяч декалитров спирта.

По словам Александра Большакова, новые собственники завода не могут достичь пока докризисных объемов производства водки, потому что не удается полностью восстановить связи с торговыми сетями.

Прорабатывается собственниками и вопрос расширения ассортимента. А вот обещанное производство виски – это долгосрочные планы компании.

Фоторепортаж