ВЕРА И ВОЛЯ

00:00, 06 августа 2010г, Общество 2167


ВЕРА И ВОЛЯ Фото №1

Лариса Коноплянникова, будучи художником-оформителем, рисовала политические плакаты, но после вхождения в лоно православной церкви стала писать иконы… 

Гнеток для кадушки

В доме Ларисы Юрьевны есть старая-старая иконка. По семейной легенде, она принадлежала ее прадедам. А они – казаки Поповы и Ковалевы – числятся среди основателей села Смоленского. Один из них был церковным старостой. До недавнего времени в семье хранилась фотография суровых мужчин с шашками. Но как-то ее забрал племянник в Москву, да так и не вернул.

Судьба основателей Смоленского была трагичной – многих из них как людей зажиточных в начале прошлого века репрессировали. Только бабушке удалось миновать ссылки, потому что уже была замужем и славилась в селе как искусная швея и портниха.

Отчий дом, конечно, передали другим людям. А в том, где жила, не оказалось ни одной иконки. К швее шли заказчики, в том числе пожилые, и удивлялись: «Милая, чего ж у тебя икон нет? Лоб негде перекрестить». А взять-то их в ту пору было негде. Бабушка насмелилась и пошла в свой бывший дом. В разговоре с новой хозяйкой поинтересовалась, не сохранилась ли икона
Иисуса Христа – без оклада, на простой деревянной основе. А та руками всплеснула: «Да я ею, как гнетком, кадушку закрываю».

И возвратила иконку, на которую молилось несколько поколений алтайских казаков.

Зов предков

После окончания Новоалтайского художественного училища Лариса по распределению попала в Рубцовск. Работала художником-оформителем. Заказы – унылые плакаты, пафосная графика, призывы «Вперед – к коммунизму!» – ее особенно не напрягали, потому оставалось время для любимого занятия – писать маслом портреты. А вскоре после замужества появилась дочка, которая заполонила душу и время молодой художницы.

Хотя муж был городским, по его настоянию перебралась в село Смоленское, на родину ее предков. Устроилась преподавателем в школу искусств, много читала. По воскресеньям любила устраивать грандиозную стирку. А пожилые соседки все укоряли ее: мол, нельзя в такой день этим заниматься, Господь не велит. Подумала, что надо бы побольше узнать про Иисуса Христа. Купила первую книжку – Новый Завет.

Прежде она, как многие советские интеллигенты, интересовалась и мистикой, и учением Рериха, и даже инопланетянами. Гору популярной литературы прочитала, но ничто так не запало в душу, как Библия.

Она убеждена, что ее вхождение в лоно церкви – это некий зов предков, верующих православных людей. А поддерживал Ларису Коноплянникову в познании веры пример ее прабабушки. Четверо сыновей – все до единого невредимыми вернулись с последней большой
войны. Лариса застала их живыми, они сами утверждали, что это произошло благодаря матери, которая истово молилась за их здравие.

Белое полотенце - кочегару

Так получилось, что Лариса Юрьевна обратилась к богу уже в зрелом возрасте. Ее отец был директором леспромхоза, мать – завучем в школе. В детстве и юности о крещении и речи быть не могло.

Этот обряд она совершила в 33 года, свыше двадцати лет назад.

Для крещения, как ей наказали, взяла белое вафельное полотенце. Потому что у святой купели следует отереть воду. Никому, кроме себя и четырехлетней дочери, она не позволила им воспользоваться: мало ли что.

Но после свершения обряда пошла в столовую, которая располагалась при церкви, рядом с кочегаркой, в полуподвальном помещении. Кочегар вымыл руки, а вытереть их ему нечем. Ларису словно кто-то толкнул: «Дай ему полотенце!» И она его протянула. И ей сразу стало как-то легко.

После своего первого поста, когда сидела на капусте и каше на воде, Лариса Юрьевна поняла: соблюдай все православные каноны, и не надо никаких новомодных диет и голоданий. А ведь многие люди, особенно впечатлительная молодежь, начитавшись глянцевых журналов про похудания той или иной звезды, напрасно истощают себя. Еще хуже, когда их затягивают в различные секты. Можно понять духовные поиски, но немало доверчивых людей из-за этого лишаются имущества, собственной воли, превращаются в манкуртов.

Лик в алтаре

Как-то Лариса написала картину на пасхальную тему. По сути скопировала фотографию скорбящей женщины из журнала «Русский дом» – над ней распростерся ангел-хранитель.

Задумалась: можно ли такое творить? Принялась читать все, что связано с иконописью. Усвоила, что, конечно же, имеются отличия иконописи от художественного творчества. Во-первых, для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Отсюда «деформированные», как правило, удлиненные пропорции фигур и графичные изломы одежд, контрастирующих с мягкой живописью ликов. Также по-разному изображается пространство: для иконы характерна обратная перспектива, для картины – прямая. Еще в иконописи отсутствуют внешние источники света, он исходит от ликов и фигур как символ святости. И даже цвета имеют различную символику: к примеру, золото на иконах не является символом земного богатства.

Иконопись, безусловно, самый канонический вид искусства со строгим сводом правил. Это в других жанрах ценится «сделать иначе», а здесь наивысшее мастерство «сделать так же». Иконописание – не самовыражение, а равнение на древние подлинники. Однако допустимо легкое, почти в рамках нормы отклонение от канона. Недаром же в русской иконописи выделяют школы: строгановская, годуновская, невьянская. В иконном деле отношение к копиистам вполне уважительное. И хотя художники не подписывают свои работы, но они авторские, их имена известны.

Освоив каноны, Лариса, с благословения местного настоятеля отца Константина, написала первую икону. Верней будет сказать – списала. Это была «Неупиваемая чаша», изображающая Божию Матерь, почитаемую как чудотворную. В народе считается, что икона исцеляет не только от телесных недугов, но и от тяги к губительной чаше вина.

С той поры работа Ларисы Коноплянниковой размещена справа в алтаре храма Смоленской иконы Божией Матери. Там же имеются еще несколько образов, написанных ею. С благословения священников она пишет иконы для других храмов Алтая, а также частных лиц.

Какое из увлечений главное?

И все же Лариса Юрьевна главным занятием в жизни считает преподавание в школе искусств, а иконопись – не только увлечением, но и средством для общения с Богом.

В этом году у нее состоялась персональная выставка картин, посвященная 65-летию Победы. В экспозиции – свыше двух десятков портретов ветеранов войны и сюжетные произведения.

Сейчас художница увлечена освоением так называемой техники набрызга, требующей, как, впрочем, вообще в живописи, много-много терпения. Потому что краска, как правило, наносится в несколько приемов. И за каждый из них нельзя браться, пока не высохнет предыдущий слой. Иногда это длится неделями, мысли опережают технику, что изматывает нетерпеливого художника. Лариса Коноплянникова преподает, в том числе и историю искусств. Этот предмет невозможно представить без упоминания библейских сюжетов. Но как это сделать, если порой ученики не знают даже, кто такой
Иисус Христос? Много лет назад, в ту пору, когда это еще не поощрялось, она вынуждена была обратиться к родителям – как ей быть? Те дали «добро»: рассказывайте! И все равно ей, конечно, досталось.

Коноплянникова ведет еще и вечерний класс – для взрослых. Пару лет назад к ней пристала одна знакомая: «Лариса, научи нас рисовать». Взяла две группы «вечерников» – работающих людей и пенсионеров. Они учатся для себя, уже пишут натюрморты и портреты маслом, даже организовали выставку собственных творений.

Лариса Юрьевна также много лет поет в церковном хоре. Ее пригласила туда одна из коллег по школе искусств.

«По секрету» Коноплянникова показала нам и рукоделие: связанные собственными руками шикарное пальто и костюм. Те, кто бывает в ее доме, не могут не обратить внимание на необычных кукол. Оказывается, Лариса Юрьевна делает их сама от начала до конца.

Картина ее увлечений будет неполной, если не сказать о любви к животным. Во дворе настоящими хозяйками чувствуют себя две козочки. Их целебное молоко теперь особенно кстати – Лариса Коноплянникова недавно стала бабушкой. Имя внуку подсказали святцы – Леонид. Значит – сильный, храбрый.

Смоленский район.  

Фоторепортаж