"ВСТРЕТИЛИ КАК РОДНУЮ"

00:00, 12 августа 2010г, Общество 1452


"ВСТРЕТИЛИ КАК РОДНУЮ" Фото №1

После выхода материала "Мне не пришлось отступать" ("АП", 25 июня с.г.), в котором рассказывалось о бывшем пехотинце, мастере на все руки и скромном заводском специалисте Иване Барыкине, в редакцию позвонила жительница Барнаула Нина Яковлевна Наливайко. 

– Ваша статья меня взволновала. Я узнала о прекрасном, достойном человеке с интересной судьбой, подкупают его доброта и искренность. Особенно заинтересовал тот факт, что Иван Петрович до войны работал на станции Озерки Тальменского района, где жила и наша семья. Барыкин вспоминает, как грузил шпалы в вагоны. И мой отец Яков Терентьевич Кузнецов в то время работал там же. Он ушел на фронт в начале ноября 1941 года, оставив дома пятерых детей, а уже в марте 42-го погиб. Иван Барыкин тогда был совсем молодым парнем, его пора идти на фронт настала только в 43-м. Но, возможно, он помнит моего отца? Во время войны я была маленькой, очень хочется о нем побольше узнать, а тут протянулась нужная ниточка.

Нина Яковлевна попросила нас связать ее с Барыкиным и немного рассказала о своей семье.

Получилось так, что ее мама, Марфа Иудовна, почти одновременно похоронила троих. Сначала умер ее восьмилетний сын Петр, потом пришла похоронка на мужа, а следом – на старшего, двадцатилетнего сына Василия, который воевал под Ленинградом. Позже оказалось, что он жив, лежал в госпитале контуженый. Когда его выписали, товарищ повез Василия домой в Озерки. Они уже знали, что мать получила похоронку, поэтому решили подготовить ее к радостному сюрпризу. Нина Яковлевна вспоминает, что сначала в дом вошел товарищ ее брата, долго беседовал с Марфой Иудовной, а потом на пороге появился Василий. Радость семьи трудно выразить словами.

– После этого мама решила больше не верить похоронке и стала ждать отца с войны. Но он так и не вернулся. Кстати, я – ровесница Алтайского края, поскольку родилась 27 сентября 1937 года.

Мы созвонились с Иваном Петровичем, получили согласие и сообщили Нине Наливайко его адрес в поселке Южном. Она побывала в гостях у ветерана, а потом приехала в редакцию и поделилась своими впечатлениями от встречи.

– Меня приняли как близкую родственницу. Его жена Зоя Степановна накрыла стол, долго сидели, беседовали, вспоминали далекие годы. Хотя выяснилось, что Барыкин не помнит Якова Кузнецова, поскольку трудился на шпалозаводе, расположенном в семи километрах от станции Озерки в поселке Мельница, но зато он подробно рассказал, что это был за труд. Техники никакой, тяжеленные шпалы переносили из цеха на платформу вручную. Причем нужно было поторапливаться, выполнять и перевыполнять план, так что приходилось иногда бегом передвигаться. А уже в Озерках бригада грузчиков, в которой трудился мой отец, загружала поступившие шпалы в очередной железнодорожный состав для отправки по стране. Пока Иван Петрович рассказывал, у меня перед глазами проносились картины той жизни. Теперь я знаю, как нелегко приходилось моему отцу зарабатывать деньги, чтобы прокормить большую семью.

Спасибо "Алтайской правде" за то, что познакомила меня с такими замечательными людьми (они приглашали еще приезжать к ним в гости). Вышла от них окрыленная, в приподнятом настроении. Конечно, на этом наше знакомство не закончится. А вашу газету я выписываю более 40 лет, она мне нравится. 

Фоторепортаж