БАРНАУЛ МОГ СТАТЬ СОВСЕМ ДРУГИМ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХVIII ВЕКА КРАЕВАЯ (ТОГДА – ОКРУЖНАЯ) СТОЛИЦА ЕДВА НЕ УТРАТИЛА СВОЕ ЗНАЧЕНИЕ, А К НАЧАЛУ ХХI СТОЛЕТИЯ ВПОЛНЕ МОГЛА ДОРАСТИ ДО ГОРОДА-МИЛЛИОННИКА, ЦЕНТРА МОЩНОЙ АГЛОМЕРАЦИИ

00:00, 09 апреля 2010г, Общество 3220


БАРНАУЛ МОГ СТАТЬ СОВСЕМ ДРУГИМ Фото №1

В 1751 году, будучи еще не старым, скончался главный командир Колывано-Воскресенских заводов Андреас Беэр, очень тяжело переживавший смерть любимой жены. Его преемник дворянин Андрей Порошин восемь лет управлял сибирскими заводами из петербургского далека, не покидая столицу.

Лишь получив подобающее его посту звание генерал-майора, Андрей Иванович прибыл наконец в столицу Колывано-Воскресенского ведомства, коей являлся поселок при Барнаульском сереброплавильном заводе, насчитывающий тогда не более десятка улиц.

В годы правления Порошина добыча серебра сибирскими предприятиями Кабинета возросла более чем в три раза. В немалой степени – за счет построенного на небольшой реке Касмале (впадающей в протоку Оби – Тихую) Павловского завода. Когда его строили, под Барнаульским заводом, можно сказать, земля ходуном ходила, его ведь собирались лишить звания главного предприятия округа, а канцелярия должна была отныне находиться при новом заводе. Так решил в марте 1764-го консилиум горных офицеров (а точнее – сам А.Порошин, он ведь в этой кабинетской вотчине был царь и бог), руководствуясь тем, что «место тамошнее (на Касмале. – В.Н) барнаульского здоровее и просторнее», что «при Барнаульском заводе канцелярия, прежнего главного командира дом, девять офицерских домов и некоторые другие казенные строения сгнили, и необходимо надобно перестроить, а при канцелярии нужно быть хотя небольшой архиве и для положения денег кладовой, к чему лесу понадобится немалое число, что все при новом месте способнее и регулярнее построить можно».

Тогда же при Павловском заводе построили крепость, предусмотрев в ней все, что понадобилось бы административному центру округа, включая кладовые для архива и казны.

Возможно, кто-то из барнаульских горных офицеров уже и чемоданы паковал, прикидывая, какие звери и зверушки водятся в Касмалинском бору. Но канцелярия так и не тронулась с места. И не потому даже, что окрест Павловского завода леса (из которого выжигали и уголек – для плавильных печей) оказалось отнюдь не в избытке.

Просто куда уж было Касмале тягаться с величавой Обью, сибирской рекордсменкой, судоходной во все свои три тысячи 650 километров (если без Иртыша).

 

Мы имени его не знаем…

В развитие благополучно сохранившего свой высокий сан Барнаульского сереброплавильного пришлось и дальше осушать пойму норовистой Барнаулки (сколько она подтапливала исторический центр города – не счесть!), спрямлять ее русло засыпкой низменностей грунтом и шлаком…

Но игра стоила свеч. Завод на берегах Оби, связанный «водяной коммуникацией» с лесными массивами и рудниками, находился аккурат на пути из Горного Алтая в Западную Сибирь и далее – на Урал и в Россию европейскую. Все это некогда и учел один из приближенных к Акинфию Демидову людей (имя его остается большой краеведческой загадкой), определившись с местом застройки будущего завода (тогда еще как медеплавильного). Это был идеальный выбор. Гениальный!

Даже если бы Порошин или кто-то из его преемников и решились на перенос окружной столицы, Барнаул все равно остался бы ею де-факто. И по-любому пошел бы в рост – как и другие сибирские города (Новониколаевск, Омск, Красноярск…), расположенные на пересечении железнодорожных и больших водных магистралей.

В ХIХ веке Обь-Иртышский бассейн стал центром освоения громаднейшего края, которым прирастало могущество российское.

Кстати, первый пароход вошел в барнаульские воды в 1854-м, это был «Ермак» томского купца Хаминова. Впоследствии у столицы округа появились свои пароходства (чиновников Функа и Щербакова, мещанки из Вологодской губернии Евдокии Мельниковой), и уже в конце XIX века Барнаул вышел на почетное третье место в Западной Сибири по торговым оборотам, обставив города-зачинатели обского судоходства – Томск, Тюмень…

 

Поселок Ильича просто задохнулся бы…

Над первенцем Барнаула-индустриального – сереброплавильным заводом клубился дымище с такими жуткими сернисто-сурьмистыми примесями, что от них дохли домашние птицы, а люди маялись всякими разными болезнями.

И так случилось, что и заканчивалась индустриализация Барнаула (во всяком случае на обозримое будущее) стройкой завода, сулившего экологии города нечто зловещее.

Речь – о цветно-литейном цехе (фактически – заводе), сооружавшемся на территории «Трансмаша» с середины 1980-х.

До его ввода (габаритами – 360 метров в длину и 132 метра в ширину!) оставалось всего ничего, когда Москва прекратила (в 1990-е) финансирование.

Но, по мнению знающих людей, это был тот случай, когда нет худа без добра. Если бы мощнейший объект все же достроили – главной жертвой цветно-литейного гиганта стал бы по розе ветров поселок Ильича, который просто задохнулся бы.

К тому же под большим вопросом была рентабельность этого завода в заводе.

 

Долго запрягали?

В начале 60-х годов прошлого века мощно зафонтанировала нефтью и газом таежная глухомань Тюменской области, ее северные районы. Спустя каких-то 15 лет 60 процентов нефти и 50 процентов газа добывались в СССР на западно-сибирских месторождениях. Попутно один за другим стали появляться поглощающие сырье «третьего Баку» заводы – нефтеперерабатывающие, нефтехимические и прочие в городах Сибири – Ачинске, Тобольске, Томске… В этом ряду могла оказаться и столица Алтайского края! Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения АН СССР предложил построить в Барнауле (на еще неосвоенном его правобережье, напротив нынешнего речного порта) комплекс заводов по изготовлению нефтегазового оборудования. Доставлять его потребителям было бы сказочно удобно – баржами, по обской водице.

Когда в конце 1970-х мировые цены на нефть выросли в четыре раза (что, как считается, способствовало резкому скачку благосостояния советских людей на исходе так называемого «периода застоя») – момент для строительства в Барнауле комплекса заводов «Сибхимнефтемаша» был благоприятнейший. Но, вероятно, «наверху» вопрос все еще был в стадии согласований. И дотянули до обвала цен на нефть в середине 1980-х?

К тому же на Алтае тогда тяжело шла стройка Коксохима, где сосредоточили 17 тысяч человек. Не исключено, что в Москве посчитали – хватит краю за глаза одной «стройки века»…

…В августе 1972-го у соседей-новосибирцев побывал Л.Брежнев. И руководителю области удалось доказать высокому гостю, что нужно срочно строить в Новосибирске метро. Возможно, чтобы реализовался эпохальный для Барнаула проект, нужен был второй визит генсека на Алтай. В первый приезд – в год «большого хлеба» он дал «добро» на открытие университета и пообещал приехать еще раз. Близ Тальменки у озера Кокуй мигом сладили славный охотничий домик. Но у Леонида Ильича начались сильные проблемы со здоровьем. В 1976-м умер А.Георгиев, пользовавшийся особым расположением к нему «самого»…

* * *

Россия остается главнейшей нефтегазодобывающей мировой державой. По прогнозам экспертов из Сибирского отделения АН, в развитие Западно-Сибирского комплекса будет инвестировано до 2030 года где-то под триллион «зеленых»! Может, на этот раз нефтегазодолларовый дождь не обойдет Барнаул стороной?

 

Новоалтайский вариант

В 1977-м был откорректирован очередной барнаульский генплан. Разрабатывая его технико-экономическое обоснование, – пишет в своих воспоминаниях возглавлявший в ту пору горисполком А.Мельников, – институт «Ленгипрогор» предложил четыре возможных концепции. Самым масштабным был новоалтайский вариант, по которому краевой центр, соединившись со своим городом-спутником (Новоалтайском), становился бы к порубежью веков чуть ли не городом-миллионником! Но при одном условии – если бы на барнаульском правом побережье появился тот самый комплекс заводов «нефтянки», как предполагалось, – с пятьюдесятью тысячами работающих…

Где обустроят агломерации. Заметим, что обозначившиеся в проекте Тюмень, Хабаровск, Иркутск, Владивосток и Томск уступают по численности населения Барнаулу...Этим новоалтайским вариантом Барнаул задолго предвосхитил инициированный в 2007-м российским правительством грандиозный проект по созданию на всей территории страны супергородов.

Разработчик проекта – Минрегионразвития – уже определил 14 областных (краевых) центров, которые объединятся со своими городами-спутниками, и таким образом появятся агломерации с населением в миллион человек и более.

Эти агломеративные процессы, вероятно, будут щедро подпитываться из федерального бюджета. Предполагается, что в новые города-миллионники потянутся инвестиции тех крупных компаний – отечественных и зарубежных, чьи бизнес-интересы – только в мегаполисах и не ниже.

Предыдущие публикации см. в «АП» за 27.11.09, 25.12.09, 15.01.10.

(Продолжение следует).

Фоторепортаж