Раздельные классы для девочек и для мальчиков появятся в бийской школе

16:45, 18 мая 2016г, Образование 1387


Раздельные классы для девочек и для мальчиков появятся в бийской школе Фото №1

Необычный опыт внедряют педагоги школы № 20 Бийска, в которой учатся 895 детей. 1 сентября там впервые сядут за парты первоклашки раздельных – для девочек и для мальчиков классов.

Раздельно, но не порознь

На новый учебный год уже набрали четыре параллели первых классов, в том числе две раздельные, куда родители написали по 18 заявлений. Пилотный проект пока внедряется в начальном звене. Если он окажется удачным, возможно, в него войдут и другие ступени. Опыт этот Бийск, первым на Алтае, подхватил вслед за Москвой, Питером, Башкирией, Ставропольским и Красноярским краями, Новосибирской областью.

Мамы и папы, думая, что речь идет о межгендерной изоляции, конечно же, переживают. Директор бийской школы № 20 Елена Вирбицкас подчеркнула: ни о какой ломке речь не идет. Современная раздельная модель, к которой готовы педагоги и родители «экспериментальных» ребятишек, отличается от тех, что действовали в России прежде, в начале и середине ХХ века. Изоляции нет, поскольку в стенах одной школы мальчики и девочки общаются со сверстниками из смешанных групп, вовлечены в общие внеурочные мероприятия.

– Прежде чем решиться на такой шаг, мы изучали опыт школ России, советовались с родителями. Качество образования только выигрывает, если преподаватель работает с учетом психологических особенностей мальчиков и девочек, – поясняет мотивы нововведений Елена Викторовна. – Мы не собираемся реконструировать мужское реальное училище или институт благородных девиц, как не оспариваем принципов равноправия мужчины и женщины, лежащих в основе совместного обучения. Наша задача – корректировать поведение детей в соответствии с их социальной миссией. Эмансипация эмансипацией, но женщина не должна забывать о своей роли, а мужчина должен оставаться ее силой и опорой. Проект по своей сути не только образовательный. В перспективе он направлен на укрепление института семьи как основы общества.

Мера

– Наша страна то вводила раздельное образование, то отказывалась от него. Где, по-вашему, золотая середина?

– Известно, что смешанный тип школ пришел к нам из Америки. Построить и содержать одно здание вместо двух экономически выгоднее. Дело и в этом тоже, когда речь идет о массовой школе. Но все хорошо в меру. Раздельные и смешанные классы в стенах одного учебного заведения – это нормально.

При этом, по мнению директора, все личностные и психологические особенности детей разных полов невозможно учесть при унифицированной методике преподавания. Не совпадают фазы активности на уроке, например. Пик у девочек приходится на его начало, мальчики медленнее входят в работу и более активны к середине. Слабый пол с правополушарным мышлением более подвержен эмоциям и любую информацию пропускает через себя. Юным барышням проще следовать известному алгоритму, применяя его для решения типовых задач в отличие от левополушарных пацанов-исследователей, усваивающих все логикой. Подмечено, что в гендерно-однородных классах дети болеют в два-три раза реже, чем в смешанных. Медики связывают этот факт со сниженным стрессовым уровнем. Но есть данные и еще более потрясающие. В юношеском классе школы № 760 Москвы вот уже несколько лет нет выпускников ростом ниже 180 сантиметров, у всех хорошие зрение и осанка, хотя 95% ребят пришли в класс с ортопедическими проблемами.

Выбор

К слову, в периоды, когда образование в России было раздельным, в мужских гимназиях преподавали учителя-мужчины. Из учительского сословия они стали вымываться с переводом на смешанное. Едва ли можно назвать случайностью переход профессии в ранг женской.

– Можете меня сколько угодно переубеждать, но женская интрига есть в любом дамском сообществе, не важно, семилетние ли это девочки или состоявшиеся женщины. А мужчинам, взрослым и мальчикам, часто бывает некомфортно рядом с нами в трудовых коллективах или смешанных классах, – делится своими выводами Елена Вирбицкас.

Тема, значимость которой, на мой взгляд, недооценена. В школах, 90% педсостава которых женщины, ученицам проще быть успешными. Ученик, не раскрывший своих способностей, живет в тени удачливых одноклассниц или сильной, энергичной мамы и часто отказывается даже от вполне досягаемых целей. Решив проблему, мы ответим на извечный женский вопрос, откуда у нас столько безвольных и безынициативных мужчин. Вопрос лишь в том, доживет ли когда-нибудь учительское сообщество до гендерного паритета. Девушки сознательно идут в профессию, даже зная, что больших денег в ней не заработать. Но много ли найдется парней, которых устраивает скромный оклад учителя? Меж тем без подготовки педагогов для девичьих и мальчишечьих классов сам разговор о них теряет смысл. Бийская история раздельного образования началась с семи преподавателей-энтузиастов, готовых уже следующей осенью приступить к работе с первоклашками. Выбор за родителями.

Есть мнение

Без особого оптимизма отнесся к идее раздельного обучения известный на Алтае психолог кандидат психологических наук Владислав Залевский:

– С одной стороны, мы говорим о том, что педагоги собираются создать среду, комфортную для девочек и для мальчиков. С другой – зачем пытаться разделить то, что перемешала природа? Дети должны учиться общаться и выстраивать отношения с противоположным полом. Мы вырастаем в мужчин и женщин не раздельно, а рядом друг с другом. Мальчишкам надо ссориться из-за девочек. В искусственно созданной изоляции им не узнать, что такое кровь из носа, а они должны это знать. Как эксперимент в нашей канонической культуре такой класс в обычной школе, наверное, имеет право на существование. Но, на мой взгляд, идея бесперспективна.

Нейтральную позицию заняла выпускница одной из ленинградских раздельных школ для девочек, а ныне 76-летняя жительница Барнаула Антонина Мартынова.

– Первые мои школьные годы прошли в женском коллективе, женщинами были и наши учителя. Мы могли себе позволить капризы, ведь не нужно было выглядеть достойно в глазах мальчиков. Но вне школьных стен шла обычная жизнь. Два моих брата учились в мужской школе, они рассказывали нам, что там происходит. Как и в обычной, смешанной школе, были у нас и слабые, и сильные ученики. Потом мы поступали в вузы и жизнь нас перемешивала. Особого проку в разделении не вижу, но это лишь мое мнение. У родителей и педагогов, видимо, свои резоны, не лишенные смысла. Посмотрим, как пойдут дела у этих девочек и мальчиков.

Фоторепортаж