Аргентина, Табуны… Далее везде?

00:00, 11 января 2012г, Общество 2323


Аргентина, Табуны… Далее везде? Фото №1

Руководитель СПК «Григорьевка» Табунского района Иван Гаан с сыном Константином, агрономом этого хозяйства, побывали недавно в Аргентине, где изучали достижения в области сельского хозяйства. С чем уезжали они туда и с чем вернулись?

Сохранить Канны и Большеромановку

Иван Андреевич, говорят, не дал исчезнуть с лица земли нескольким селам. Создал на базе развалившегося совхоза «Карпиловский» новое хозяйство. Прежде он был механизатором (тому его обучил отец) и электриком, окончив яровское ПТУ. А в «Сельхозтехнике» стал мастером-диагностом тракторов К-700.

В перестройку из села Канны коренные немцы (включая всю его родню) уехали в Германию. Заменившие их трудолюбивые немцы-переселенцы из Казахстана вскоре последовали туда же. Со следующей переселенческой волной прибыли совсем другие люди. И прежде ухоженные Канны стали похожими на поле после боя.

Иван Гаан главной причиной считает то, что тогда стали выбирать удобных руководителей. А те, кто брался навести порядок, оказались не нужны. Свобода! – и хозяйство растащили. «Я со сцены клуба упрашивал накормить оставшихся еще в совхозе коров, - вспоминает Иван Андреевич. – Но меня никто не услышал».

Тогда-то он и решил создать свое хозяйство. Вместе с ним пошли еще десять человек. Им отвели было место возле Григорьевки, но потом дали в Каннах. А там один трансформатор. Согнали туда всю технику, какая была. Подсобное хозяйство радиозавода разваливалось, купили по сходной цене его комбайны, трактора.

- А потом через два-три года и те десять человек, с которыми я начинал, тоже уехали в Германию. Такой невыносимой стала ситуация. Урожай сдали в Кулунду, а денег не получили, рассчитались с нами кирпичом. Еще хуже, когда урожай был хороший, а цены упали. Кто такое выдержит?

- Иван Андреевич, но вы в то смутное время не уехали. Почему - хотелось испытать себя?

- Я не мог оставить родные места. Базу в Каннах укрепили, построили склады, мехток, столовую, баньку, подсобные помещения. Пришлось подтянуть к делам дочь с зятем, сына со снохой. Сын очень быстро поставил как надо агрономическую службу. Сегодня у нас 12 тысяч гектаров, по урожайности всегда среди первых в районе. Особенно удается просо. Но и пшеницы, например, в 2009 году взяли по 30 центнеров с гектара. Не остались без дела и механизаторы Большеромановки. Постоянно у нас работают 25 человек. В горячую пору еще приглашаем.

А дальше Гаан рассказывает такое, во что не сразу верится. Набрал механизаторов, какие подвернулись. Но теперь они у него не только не пьют, а сами… дисциплину держат. В хозяйстве нет учетчика и заправщика. Каждый пишет себе в блокнот, сколько он сделал за день и сколько залил в бак на нефтебазе. Потом сведения собираются воедино - и всё сходится. Поняли, что обманывать – себе дороже. И знают: попроси - Иван Андреевич и горючим поможет, и деньгами. А работаешь хорошо, то и не высчитает с механизатора за заправку личного транспорта.

- Но мы еще в самом начале пути. У нас законсервированы старые совхозные фермы. И уже два года сеем кукурузу на силос. Продаем его другим хозяйствам. Возможно, после поездки за океан займемся и животноводством.

Агрореволюция на марше

Эту поездку российских аграриев организовал Харьковский тракторный завод. Предприятие сегодня делает сеялку прямого посева. И ориентируется на самые передовые в мире технологии своих партнеров. Две недели Иван Андреевич с Константином в составе российской делегации изучали аргентинский опыт в трех провинциях.

- Увидели там настоящую агрореволюцию, – увлеченно рассказывает Иван Андреевич. - У нас все по-старому. Вроде и минималку признаем, но пропашные культуры как выращивали по отвалу, так и продолжаем. Иначе сорняки задавят. А чтобы перейти на прямой посев, нужна не только сеялка – надо в первую очередь мозги перестроить. В Аргентине ведь занимаются не земледелием, а растениеводством. Мы землю ковыряем, иссушаем, а результат мал. А они занимаются растениями. Землю вообще не трогают: строчку в почве прорезали и посеяли. Пожнивные остатки лежат на поверхности. Они вообще не пашут ни одного гектара! И урожаи получают колоссальные. Есть провинция, где осадков не больше нашего. Раньше там ничего не сеяли, сейчас берут до 30 центнеров зерна с гектара.

- Что больше всего поразило там?

- У них только сеялка, опрыскиватель и комбайн. Скосили и сеют. При нас и сеяли. Затраты на химпрополку, спрашиваете? Те же, что у нас. Они и не пашут, и паров не заводят. А урожаи всегда высокие. Мы же затраты несем немалые, а урожая такого не видим. У них в результате перехода на такую систему производительность в сельском хозяйстве возросла на 135 процентов, обрабатываемые площади - на 72 процента.

- Своего рода целина?

- Да, по сути, так. Они – молодцы: сеялки, комбайны, опрыскиватели делают сами и технологии для себя разрабатывают.

Какая боль, счет 30:0

- И животноводство мы смотрели, герефордов, - продолжает Гаан. - И это тоже там не внапряг делают. Животные на пастбище телятся, через 180 дней молодняк отбивается. И так далее. Аргентина за тридцать лет так далеко продвинула сельское хозяйство, что сейчас занимает второе место в мире после США.

- Иван Андреевич, что вы для себя после этой поездки решили?

- Мы решили переходить постепенно, уже обговорили все. До поездки в Аргентину бывали в крае у тех, кто внедряет новые технологии. И видим, что некоторые хватанули через край: сразу на всей пашне взялись внедрять нулевую технологию. В итоге ничего не получают. Мы будем брать поэтапно, участками. Ведь на всю площадь прямого посева надо иметь гербициды в складе.

- Значит, и у нас можно сделать так, как в Аргентине?

- Не только можно, а нужно. В Канаде, где аналогична нашей природная зона, по той же технологии все сеется. И подсолнечник, и кукуруза, и все пропашные. Они уже тридцать лет занимаются No-till, что значит – «не пахать», а мы только сейчас об этом узнаем. Будем брать такую сеялку и начинаем работать по-новому.

Табунский район.

P.S. В поездке межрегиональную российскую делегацию возглавлял гендиректор технического центра ХТЗ Андрей Фоменко. Из Алтайского края в ней также участвовали фермеры Виктор Лобанов из Усть-Калманского, Алексей Махрин из Бийского, Сергей Путивцев из Косихинского районов, Сергей и Вера Стабровы из Алейска, Алексей Слободчиков из Ребрихи.

Фоторепортаж