Украденный грузовик

00:00, 04 февраля 2012г, Общество 2257


Украденный грузовик Фото №1

История с исчезнувшим самосвалом тянется уже более трёх лет. За это время от пострадавшей стороны в редакцию поступило несколько увесистых писем с копиями обращений в разные инстанции и ответов на них. Поскольку делом занимались и судебные инстанции, мы ждали их решения, чтобы поставить точку в затянувшейся истории. Однако до сих пор в ней можно поставить лишь запятую…

В июне 2008 года житель села Шипуново Владимир Салов на личном автомобиле «ГАЗ-3307» (самосвал) номер Е705ОР 22 отправился в сторону села Самсоново, где находится песчаный карьер. Но до места не доехал, в моторе случилась небольшая поломка. Чтобы не запороть двигатель, Владимир вынужден был остановиться в чистом поле. Предпринятые «реанимационные» меры с использованием подручных средств не принесли результата. Нужно было возвращаться домой и приступать к ремонту. Кое-как дождался попутной машины. Однако её водитель согласился отбуксировать грузовик лишь до ближайшего поселка Чаячий. Салов оставил его возле усадьбы своих знакомых, а сам на перекладных к вечеру добрался до райцентра.

Найти машину для буксировки самосвала на другой день оказалось не так-то просто. Легковая иномарка его не потянет, нужен более солидный транспорт. Поскольку рейс «на расстояние», необходимо было заплатить определенную сумму, которой у Салова на тот момент не было. Для сельчанина, перебивающегося случайными заработками, тысяча рублей – большие деньги. Прошел не один день, прежде чем он смог вернуться к своим знакомым в посёлок Чаячий за неисправным грузовиком. Однако того на месте не оказалось. Односельчане развели руками: «А разве не ты его забрал? Ещё вечером он стоял у ограды, а утром встали, его нет. Думали, что ты приезжал».

Владимиру ничего не оставалось, как обратиться в районную милицию. В это время он не имел постоянной работы, занимался частными перевозками: кому дрова доставить, кому сена или гравий. Подержанный грузовик, который он приобрёл с рук в 2004 году, в семье был «кормильцем». Однако писать заявление о его пропаже дежурный Салову отсоветовал. Сказал, что найдут машину и так. Потекли дни и месяцы ожидания. Не имея никаких известий о своей технике и возможности её возвращения, в августе Владимир устроился на работу к местному частному предпринимателю. Через некоторое время на одной из его машин увидел кузов от своего автомобиля. Узнал его по примете: на заднем борту сохранился написанный краской номер прежнего хозяина самосвала. Конечно, поинтересовался у предпринимателя, где тот взял такой кузов. Тот ответил: «Купил в пункте приема металла фирмы «Алтай-Трейд».

С этой информацией Владимир снова обратился в милицию. Дежурный его заявление не принял, направил к инспектору ГИБДД Сергею Ежову. Тот от заявителя отмахнулся, неожиданно заявив ему, что Салов сам сдал грузовик на металлолом. Никакие заверения о том, что с момента исчезновения самосвала он его ни разу не видел, не возымели действия. Только после обращения к заместителю начальника Шипуновского РОВД Александру Бойко инспектор наконец согласился взять заявление. Случилось это 5 сентября 2009 года. Опять стал ждать результата.

На вопрос, почему Салов сразу не проявлял должной активности в поиске похищенной машины, прибегнув к настойчивым действиям только через год, его гражданская супруга Галина Самсонова, побывавшая недавно в нашей редакции, ответила:

- Во-первых, Владимир ждал, что милиция выполнит свое обещание и найдет машину. Во-вторых, сам по себе он человек мягкий, нетребовательный, живет с оглядкой: «Что люди скажут». Ведь он не местный, приехал в село из другого района только в 2004 году. К тому же знакомые односельчане, знающие о других пропажах машин в округе, убеждали его: «Бесполезно искать, Казахстан рядом, она уже где-нибудь бегает в соседней республике». Поэтому он так долго собирался, чтобы решиться на дальнейшие действия.

30 сентября инспектор Ежов сообщил Салову, что еще три недели назад выслал по почте постановление об отказе в возбуждении дела, по-прежнему мотивируя тем, что тот «сам сдал грузовик в приемный пункт за 23 тысячи рублей». Кстати, это постановление до сих пор не получено.

Когда нашли приёмщика Букина, обозначенного в постановлении, тот заявил, что Салова никогда не видел и никакой машины от него не принимал. Через некоторое время в гараже на территории Шипуновского АТП обнаружилась кабина самосвала с мостом, но с «лысой» резиной. Разобранный грузовик стоял на смотровой яме автопредприятия. Благодаря указанию Александра Бойко через полчаса его остатки были описаны в присутствии понятых. Но после этого Салову опять пришло извещение за подписью инспектора Ежова, что в возбуждении уголовного дела ему отказано.

Галина Самсонова продолжает рассказ:

- Мы записались на прием к прокурору края Якову Хорошеву, приезжали к нему в Барнаул. В результате 27 апреля 2010 года уголовное дело было возбуждено. Началось расследование. Опять ждем. Прошло лето. Никаких вестей. В сентябре Салов пошел в милицию и от начальника следственного отдела А.Гудзанова с удивлением узнал, что его дело прекращено еще 18 июня. Правда, самого потерпевшего известить об этом никто не удосужился.

Хождение и переписка с районными и краевыми инстанциями продолжились. Как говорит Галина Анатольевна, «резина» тянется и тянется. «Напишем – ждем, снова напишем и ждем. И всё безрезультатно. А время уходит. Если бы мы представляли, во что это выльется, сразу бы наняли адвоката. Думали вначале, что дело несложное, раскроют его быстро, тем более что следы нашего автомобиля нашлись на территории района, а не где-нибудь в Казахстане».

Когда зимой прошлого года Самсонова услышала, что в их селе на соседней улице украли легковой автомобиль и также сдали его в «Алтай-Трейд», решила действовать активнее. В марте взяла ссуду, поехала в Рубцовск и наняла адвоката. Ему удалось доказать факт незаконного обогащения работников пункта «Алтай-Трейд» в результате приёма ворованной машины. Факт сдачи её самим Саловым и получения им денег не подтвердился. Судья Олег Миляев вынес решение: «Исковые требования удовлетворить частично». Он обязал двух приёмщиков выплатить в равных долях пострадавшей стороне 58 тысяч за утраченную машину, а вместе с возвратом госпошлины и суммой на оплату экспертизы в общей сложности Салов должен получить 64 тысячи рублей. Постановление вступило в силу 18 августа 2011 года, исполнительный лист был передан судебным приставам. Однако те не торопили должников. В ноябре Галина Самсонова обратилась с жалобой к Уполномоченному по правам человека в Алтайском крае Юрию Вислогузову, а в конце декабря появилась в нашей редакции с новой кипой бумаг. На тот момент ни одного рубля на их счет не поступило.

- У нас новая напасть, - посетовала Галина Анатольевна. - В сентябре неожиданно получили извещение из районной налоговой инспекции о задолженности по транспортному налогу за два года в сумме 9200 рублей. Хотя, несмотря на пропажу машины, за весь 2008 год мы уплатили его полностью в сумме 4600 рублей. Я представила в налоговую документы о том, что машина украдена более трех лет назад, поэтому мы не могли ею пользоваться. Но там заявили: «Транспортный налог все равно надо заплатить». Оказывается, когда возбудили уголовное дело, следователь должен был сразу известить об этом налоговую инспекцию. А раз о краже не было вовремя сообщено, то мы остаемся должниками, без вины виноватыми. И доказать налоговикам пока ничего не можем.

- А чем сейчас занимается Владимир Салов?

- Работу в селе найти трудно. Но ему удалось устроиться кочегаром в районные теплосети. Трудится там вторую зиму.

* * *

Когда материал был подготовлен к печати, нам снова позвонила Галина Самсонова. Она сообщила, что половина средств в сумме 32 тысячи рублей поступила на их счет 12 января. Считает, что помогло обращение к Ю.Вислогузову. Как сказали ей судебные приставы, со второго приёмщика, который сейчас нигде не работает и не имеет имущества, взять нечего. Вот и получается, что конец истории виден, а точку поставить пока не удаётся.

Шипуновский район.

Фоторепортаж