На Восток!

00:00, 03 марта 2012г, Экономика 2907


На Восток! Фото №1

Мукомольную промышленность Российской Федерации представляла наша компания «Алтайские мельницы» - единственное на сегодня российское предприятие, имеющее индонезийский сертификат соответствия, позволяющий продавать нашу алтайскую муку в одной из самых больших стран мира.  

Конференция – один из инструментов продвижения российской агропродукции на новые рынки. Поэтому организаторами выступили Министерство сельского хозяйства РФ, Российский зерновой союз и Министерство экономического развития РФ. Участники представляли, с одной стороны, российские компании-экспортеры сельхозпродукции, а с другой – работающие на рынке Юго-Восточной Азии торговые компании из Европы и Японии, а также местные – из Таиланда, Вьетнама, Сингапура и других стран – компании - потребители зерна и муки. Примечательно, что «Алтайские мельницы» были единственные производители на конференции.

Валерий Гачман, представлявший на этом форуме и «Алтайские мельницы», и всех российских мукомолов как руководитель Мукомольного комитета Российского зернового союза, выступил с докладом на сессии «Российское зерно в Юго-Восточной Азии».

- Цель моей поездки была представить Алтайский край потенциальным партнерам в Юго-Восточной Азии, которые не знают о зерновом потенциале Сибири, о потенциале пашни, о том, что Алтай - лучший регион в России по агроклиматическим условиям для производства высокопротеиновой пшеницы… - говорит Валерий Гачман. - Мой доклад назывался «Алтайский регион – крупнейший российский производитель муки. Перспективы экспорта». Я говорил об алтайском зерне, излагал наше видение путей его выхода на рынки Юго-Восточной Азии после переработки в муку... Прежде всего представил отрасль: производственные мощности 1 млн. 800 тысяч тонн муки в год, 380 тысяч тонн крупы, 1 млн. 200 тысяч тонн комбикормов. Рассказал, что пока мы выпускаем 1 млн. 200 тысяч тонн муки в год, так что резерв мощности есть. Сообщил о посевных площадях в крае – более 3 млн. 500 тысяч га только под зерновыми. Средняя урожайность - 1,2 тонны, зато у нашей пшеницы третьего класса высокий протеин – 70-75 процентов, такого нет ни у кого. Показал таблицы о качестве нашего зерна, чем очень всех впечатлил. Рассказал о наших планах довести урожайность до 2 тонн с га, при которой мы будем собирать 7 млн. тонн зерна. Алтайские мукомолы, использовав все возможности внутри страны, с 2005 года пошли на международный рынок сбыта. Наши неоспоримые преимущества: самая низкая стоимость переработки в стране, самое высокое качество зерна в РФ, самое высокое качество муки, стабильность в производстве муки и быстрая адаптация к требованиям клиентов. Мы грузим муку по программам ООН, для Индонезии и для целого ряда других стран. И что немаловажно - мы поставщики муки заданного качества. Вот об этом я и рассказал…

Одной из незапланированных, но от этого не менее острых тем обсуждения стали российские просторы и связанные с их преодолением затраты. Роман Мадинов, председатель комитета по аграрным вопросам мажилиса (парламента) Республики Казахстан сообщил о том, что в Казахстане на субсидирование перевозок
казахской пшеницы по Китаю и РФ из бюджета выделено 100 млн. долларов (из расчета 40 долларов на тонну). После этого представители российских компаний задали представителям российского Минсельхоза вопрос – а будет ли в России введена долгосрочная льгота на перевозку зерна?

- Он ответил, что Россия состоит в Таможенном союзе, связана обязательствами и не может устанавливать льготный тариф, отличный от Таможенного союза… - говорит Валерий Гачман. - 40 долларов – это 1200 рублей. В результате работы нашего губернатора Александра Карлина в лучшем случае мы будем иметь субсидию на железнодорожную перевозку 800 рублей на тонну при стоимости перевозки до Дальнего Востока 3500 рублей за тонну. Пол Вестдал, президент компании «Агри-Тек Интернешнл» из Канады, рассказал, что у них есть Канадский совет по зерну, который создан для борьбы с перевозчиками, он оценивает прозрачность ценообразования перевозчика. Цена на железнодорожную перевозку не может превышать определенную, оговоренную государством, цену. С 1983 до 1995 года Канада платила 21 доллар субсидий на тонну зерна при перевозке к Тихому океану (на запад) и 16 долларов - до Великих озер (на восток). Перевозка тонны зерна на запад американского континента стоит 33 доллара, из них 21 доллар субсидировали. При этом Канада состоит в ВТО, но 12 лет они платили субсидию и только потом сдались. Мы бы хотели вот так – 12 лет пользоваться этой льготой, а потом, когда мы купим комбайны, поднимем технологии зернопроизводства, мы откажемся от этого. Мы вступаем в ВТО, а как нам быть с нашими 6 тысячами километров до порта. Ни у кого на планете нет таких расстояний. Канада – огромная страна – там 1700 км до моря. А нам в четыре раза дальше, и мы умудряемся иметь самые высокие тарифы...

При этом высокий железнодорожный тариф тормозит уже такие большие проекты, как строительство зернового терминала на Дальнем Востоке. На вопрос Аркадия Злочевского, президента Российского зернового союза, к представителям Минсельхоза, когда будет построен терминал, ответ был – «пока тариф на Восток не будет конкурентным, инвесторы не появятся».

Между тем именно Юго-Восточная Азия могла бы стать для хлеборобов и зернопереработчиков Сибири отличным рынком сбыта. Уже сейчас здесь живет около 600 миллионов человек. При этом норма потребления муки – 18 килограммов на человека в год (в Европе и России – 100-104 кг в год). Если потребление муки в одной лишь Индонезии (245 млн. человек) дойдет хотя бы до 50 килограммов в год на человека, то мировая торговля мукой увеличится в 1,5-2 раза. И это отличный шанс для России в целом и для Алтая как первопроходца на этом рынке в частности.  

Фоторепортаж