Открытое, талантливое, творческое…

В крае выбрали лучших педагогов дополнительного образования

00:00, 19 апреля 2012г, Общество 2371


Двенадцатый конкурс «Сердце отдаю детям» собрал в Барнауле 17 человек, которые победили в своих районах и городах. В течение четырех дней они состязались в номинациях «Декоративно-прикладное и изобразительное творчество», «Физкультурно-спортивная и туристско-краеведческая», «Социально-педагогическая» и «Художественная». А на торжественном награждении участников и победителей вдруг выяснилось, что выражение «дополнительное образование» решительно никому не нравится, потому что никак не отражает роль этого образования в развитии ребенка, в качестве альтернативы предлагались варианты «открытое», «талантливое», «творческое», «красивое» и так далее. 

Вниманию жюри (а судей было почти столько же, сколько и участников) учителя представили свои самопрезентации, авторские программы и эссе. Однако самым важным, по-настоящему решающим испытанием считается открытый урок, на котором педагоги должны продемонстрировать применение своих образовательных программ и собственно учительский талант.

Корреспонденты «АП» побывали на открытых уроках и обнаружили, что именно на этой стадии состязания введены главные новшества: впервые в истории занятия проходили в форме онлайн-трансляции. В одном помещении краевого Дворца творчества детей и молодежи (в котором традиционно проводятся конкурсы педагогов дополнительного образования) были только конкурсанты, «подопытные» дети и судьи, а в соседнем кабинете собрались методисты со всего края, которые видели происходящее на экране и анализировали находки и ошибки участников.

– Раньше кабинеты, в которых проходили открытые уроки, попросту не вмещали всех желающих перенять опыт, а тут и правда есть на что посмотреть, – объясняет Наталья Батлук, специалист краевого управления по образованию и делам молодежи, член главного жюри и председатель в социально-педагогической номинации. – Ведь этот педагогический конкурс действительно собирает лучших.

Действительно, в прошлом году зрители вынуждены были даже стоять в дверях кабинета, где проходили открытые уроки, а дети, особенно совсем маленькие, смущались от такого пристального внимания.

Состязались в этом году хореографы, учителя резьбы по дереву, эстрадного пения и декоративно-прикладного творчества, руководители ансамбля барабанщиц, театральной студии, парусного клуба и волонтерского движения, тренеры по футболу и греко-римской борьбе…

– Может показаться, что столь разных учителей невозможно сравнивать, но мы разработали универсальные критерии. Ведь что мы обычно хотим от дополнительного образования? Чтобы ребенок был творческим, узнавал новое, получал удовольствие от занятий, имел успех и, возможно, приобрел профессию или хобби. То есть не так уж важно, чем именно он будет заниматься, главное, что педагог должен увидеть в нем талант и помочь ему раскрыться, – объясняет Наталья Батлук.

В это время в коридоре Дворца творчества другие учителя готовятся к своему решающему выходу. Слышится слово «валерьянка».

Педагог ансамбля барабанщиц «Ритмы времени» Дома художественного творчества детей Индустриального района Барнаула, хореограф Елена Молявко признается, что очень волнуется:

– Я провожу урок для юных волонтеров, которые занимаются в клубе «Атланта», буду давать азы игры на барабане, чтобы в конце занятия они сыграли небольшую музыкально-ритмическую композицию. Знаете, мои воспитанницы много раз ездили на российские и международные состязания, а я впервые участвую в подобном конкурсе. Я практик, станцевать мне было бы в сто раз легче, чем рассказывать о своей работе, поэтому вчера на защите образовательной программы я переволновалась.

Как позже выяснилось, напрасно: Елена Александровна стала одним из лауреатов конкурса. Ее образовательная программа направлена на гражданско-патриотическое воспитание.

– В какой-то момент мы поняли, что просто стоять на разных торжествах с пустыми глазами для нас мало. Программа была рассчитана на три года, сейчас она завершается и результат уже заметен, девочки очень изменились. У одной участницы ансамбля появилась возможность поехать в Москву на конкурс национальных театров моды под патронатом Вячеслава Зайцева. А она чуть не расплакалась, потому что он совпал с Постом номер один, о котором так мечтала!

У руководителя театра-студии «Юный театрал» (Славгород) Дмитрия Суняйкина, как у «закулисного человека», на конкурсе были похожие трудности:

– Я лучше подготовлю детей, буду волноваться за них, но сам на сцену… Не люблю выступать. Но на открытом уроке я как рыба в воде. Задача была в том, чтобы познакомить детей, которые никогда не занимались в театральной студии, с актерской профессией. И после нескольких речевых и актерских этюдов они сыграли свои маленькие роли.

А за руководительницу эстрадно-музыкальной студии «Непоседы» бийского центра детского творчества № 4 Елену Осиповскую болела огромная группа поддержки: 40 человек приехали из Бийска на защиту ее образовательной программы! На открытом уроке ей достались дети из хореографического ансамбля «Светлячки» АКДТДиМ.

– Сначала мы делали артикуляционную и дыхательную разминку, а потом они побыли настоящими эстрадными звездами. Пели в микрофон, их снимало «телевидение» (речь - об онлайн-трансляции. - Прим. авт.), была «публика» из числа членов жюри, – улыбается Елена Борисовна. – А в конце я подарила им диски с произведениями, задействованными на занятии. Вдруг они когда-нибудь решат вспомнить этот опыт?

Чествовали участников и победителей конкурса на сцене Молодежного театра Алтая. Конкурсанты были награждены почетными грамотами краевого управления по образованию и делам молодежи, получали поздравления от руководителей центров дополнительного образования и Домов творчества, а также ценные подарки от спонсоров.

– Для каждого из нас самое дорогое в жизни – наши дети, и мы все хотим, чтобы они были счастливы и успешны в жизни и в профессии. Но в общеобразовательной школе не всегда хватает времени на раскрытие их способностей, там жесткая программа. Поэтому то, что необходимо для гармоничного развития детей, делают учреждения дополнительного образования, – сказал на торжестве начальник отраслевого управления Юрий Денисов. – Мне не очень нравится слово «дополнительное», я считаю, что название «открытое образование» лучше. Открытое для всех детей, потому что в эти учреждения нет конкурса, открытое для творчества.

В итоге в физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой номинации победил Владимир Шадрин, педагог дополнительного образования барнаульской школы № 110, руководитель парусного клуба «Одиссей-Алтай». В художественной – Елена Осиповская, в социально-педагогической – Елена Молявко. В номинации «Декоративно-прикладное и изобразительное творчество» лучшей стала Елена Борисова, руководитель бийского детского объединения «Мишутка», занимающегося мягкой игрушкой.

А победителем всего конкурса стала Татьяна Игитова, педагог АКДТДиМ, руководитель межвузовского педагогического отряда «Аврора» и детского педагогического отряда «Атланта» (а по совместительству обладательница самой шумной и многочисленной группы поддержки в зале).

– У футболистов есть такое выражение: «Матч забывается, а счет остается». Коллеги, я буду помнить этот матч и вас! Спасибо вам огромное, что вы были на этом конкурсе рядом со мной! – сказала Татьяна Викторовна.

Свою победу она посвятила маме и подопечным. Кстати, и победительница, и лауреаты будут рекомендованы для участия в заочном туре Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям». 

Новости