Счастливое число 15

Проект, в котором участвовали школьники, педагоги, родители и воспитанники детских домов краевой столицы, завершился

00:00, 26 апреля 2012г, Общество 1677


Счастливое число 15 Фото №1

Программа реализуется в крае в течение двух лет. Первый грант был получен от новосибирской общественной организации «Гуманитарный проект», второй – от губернатора Алтайского края. И если на первом этапе, по оценке специалистов краевого центра СПИД и АКОО «АнтиСПИД-Сибирь», участвовавших в реализации проекта, возникали проблемы, так как грантодателем не очень удачно было подобрано время для его реализации – май, когда у детей начинаются экзамены и каникулы, то в губернаторской программе время проведения было выбрано оптимально. Проект стартовал в ноябре, то есть в период, когда дети уже втянулись в учебный процесс и легче включались в работу по программе.

Ключевое число

Число 15 для проекта ключевое. В каждой из четырех групп проведено по 15 тематических занятий, касающихся вопросов здоровья, формирования различных зависимостей, в том числе наркотической или алкогольной, взаимоотношений между сверстниками и в социуме, насилия и других.

Организаторами выступили краевая общественная организация «АнтиСПИД-Сибирь», Алтайский краевой центр по борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, управление края по образованию и делам молодежи.

Проект проводился на базе барнаульской школы № 1. Выбор был обусловлен тем, что это малочисленная школа, в которой обучается всего 220 детей, включая воспитанников двух детских домов, расположена в частном секторе, где преобладает население пожилого возраста. Часть детей воспитывается в семьях так называемого социального риска. По мнению Ольги Новиковой, куратора по воспитательной работе, все это создает определенные сложности для выстраивания поведенческой модели социально успешного человека.

Предложение участвовать в программе педагоги восприняли с оптимизмом. Тем более что опыт работы в подобном проекте по профилактике социально обусловленных заболеваний и формированию навыков здорового образа жизни среди старшеклассников в школе уже был. Но подрастает новое поколение, и вчерашние методы воспитания им уже неинтересны. В новом проекте выразили желание участвовать школьники 8 и 9 классов. А это тот самый возраст, когда подростки решают непростые для себя вопросы, касающиеся их будущего.

Вместе

Поначалу у педагогов была озабоченность, как собрать в одной аудитории «домашних» школьников и ребят из детских домов, воспитателей и родителей. Были неясности, как и в какой форме проводить встречи, как выстроить общение, чтобы достичь между всеми понимания и конструктивного диалога. Были опасения, что не все смогут выдержать трехчасовые занятия. Но постепенно увлеклись и взрослые, и дети. Все получилось.

По словам координатора программы, председателя организации «АнтиСПИД-Сибирь» Эльвиры Демьяненко, основное отличие программы «15» от других заключается в том, что, сохранив профилактическую направленность, она включила в себя информационные материалы по различным темам, не только о ВИЧ-инфекции и социально значимых заболеваниях, репродуктивном здоровье и способах его сохранения. Она помогла решить главную проблему подростков, касающуюся межличностных отношений и со сверстниками, и с родителями, и с педагогами. Программа позволила всесторонне обсудить каждую тему, детально проанализировать ситуацию, в которой нередко подростки оказываются из-за необдуманности своих поступков, и проработать модель своего поведения, чтобы не стать жертвой насилия. Ни в семье, ни в школе этому не научишься.

Иначе, по-новому

Педагогов привлекла в проекте новизна методики воспитательной работы не только с подростками, но и с их родителями. «Мы поняли, что с детьми нужно выстраивать отношения совсем по-другому», - признается Ольга Викторовна.

Изменились и ребята. С каждым занятием они с немалым для себя удивлением убеждались, что еще очень многого не знают и о жизни, и о себе. Они открыто выражали свое мнение, даже если оно отличалось от других, в том числе и от мнения взрослых. И уж точно не будь этой программы, никто из ребят никогда публично не стал бы рассказывать, каково это – иметь отца-наркомана. Участие в проекте позволило переосмыслить ситуацию, извлечь из нее уроки и не побояться поделиться своим мнением с товарищами. Или другой момент. Казалось бы, кому какое дело до того, как одевается девушка подросткового возраста, юбку какой длины она носит и помадой какого цвета красит свои губы. Разве это не ее личное дело? Прежде многие девчонки так и считали, но участие в программе помогло им понять разницу между свободой и распущенностью, как легко своим «раскованным» поведением можно вызвать неадекватное к себе отношение и даже спровоцировать на насилие.

Директор информационного центра «Жизнь без наркотиков» Ольга Гейсман, работавшая с группой взрослых, отметила вариативность программы, несколько занятий были общими, например, по обсуждению фильма или при рассмотрении темы алкоголизма и наркомании.

Это хорошо

По мнению педагогов, работавших в программе «15», она эффективна, выстроена так, что каждая последующая тема дополняет предыдущую, обогащает. А сама формула – быть выслушанным и не быть раскритикованным - создавала возможности для плодотворного общения.

Было принято решение о внедрении программы в других учебных заведениях, и управление по образованию приступило к подготовке педагогов, которые будут внедрять программу, но уже без участия центра СПИД.

На самой последней встрече все участники проекта написали письма самим себе, которые они должны вскрыть через полгода после завершения обучения на этом семинаре. В этих письмах авторы делятся своими мечтами о том, какими они хотели бы себя видеть, каких изменений в жизни ждут для себя и своих близких.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж