Все начинается с победы над собой

00:00, 01 июня 2012г, Общество 2328


Все начинается с победы над собой Фото №1

Нынешней весной участники программы «Будущее Алтая» блестяще выступили на Всероссийском научном форуме «Шаг в будущее» в Москве: 15 учащихся привезли 15 дипломов первой, второй и третьей степеней, а также Большую и Малую научные медали. Диплома первой степени удостоился и студент Алтайского государственного колледжа Евгений Красиков с работой «Пьезоэлектрическое измерительное устройство». Организаторы «Будущего Алтая» тогда рассказали, что его наставник – преподаватель специальных дисциплин Владимир Тишин является постоянным участником программы, из года в год готовит победителей различных конкурсов и прививает ученикам вкус к изобретательству. А недавно стало известно, что их с Евгением работа была отмечена еще и на Всероссийском заочном конкурсе «Юность, наука, культура».

Заняться научно-исследова-тельской работой с учениками педагога заставил резкий наплыв автомобилей иностранного производства в начале 90-х годов – наш собеседник тогда работал в железнодорожном училище.

– Я готовил специалистов по ремонту автомобилей, и ребята часто мне задавали вопросы по поводу устройства совершенно новых для нас тогда электронных систем, не применявшихся в российском автомобильном производстве. Так и созрело решение организовать кружок, – рассказывает Владимир Тишин. – А потом мы начали сами создавать приборы для диагностики разных систем автомобиля, их тогда в принципе не хватало.

Например, у нас появились приборы, проверявшие световую способность фар европейских автомобилей, тормозные системы и системы зажигания, питания. Чтобы обобщить знания, мы стали наведываться в технический университет на кафедру «Автомобили и автомобильное хозяйство», там у нас появились консультанты среди преподавателей и профессоров. А чтобы собранные ребятами приборы могли быть оценены специалистами, мы и начали сотрудничать с программой «Будущее Алтая». Хотя уже с начала 2000-х годов мои ученики стали побеждать на различных конкурсах.

Например, Владимир Киселев с комбинированным прибором, который анализировал одновременно три параметра, занял второе место на конкурсе изобретателей «Универсал». Другой ученик, Андрей Скорых, изобрел прибор для сварки или резки горячим воздухом задних фар иномарок. А с 2007 года мы начали заниматься темой вибрации. Изучили шведский опыт и сделали с ребятами прибор для обнаружения аномальных вибраций, позволявший не разбирать станок, в котором они возникли.

Именно с этой работой мы впервые и участвовали в программе «Будущее Алтая», она тогда заняла третье место по краю. Потом повернули эту тему чуть иначе и создали уже с моим сыном Антоном, который тоже у меня занимается, сепаратор с большей производительностью, чем у обычных аппаратов. Это устройство заинтересовало наш технический университет, а Антон в 2009 году занял уже второе место на краевой конференции «Будущее Алтая». Ну а потом мы стали изучать вибрацию на пьезоэлементах, которые применяются в промышленных датчиках.

Сны о технике

В железнодорожном училище Владимир Тишин преподавал не меньше семи предметов – от устройства автомобиля до материаловедения и основ слесарного дела. «Вообще-то я не являюсь фанатом автомобильного транспорта, – признается Владимир Владимирович, – меня и моих воспитанников интересует абсолютно все!»

– Бывает, что ученики сами предлагают темы для исследования?

– Конечно! Например, Женя Красиков сразу сказал, что интересуется оптикой и молекулярной физикой. А у меня после пары месяцев, проведенных в библиотеке им. Шишкова, как раз скопился материал, в котором были и оптика, и молекулярная физика.

Проблема в том, что, когда я спрашиваю учеников, что конкретно их интересует в оптике, они обычно не могут ответить: после школы им все-таки трудно судить об этих областях, так же как человеку, зашедшему по колено в реку, судить о подводном мире. Обычно им просто что-то нравилось на уроках физики в школе, что-то они почерпнули из компьютерных игр.

– Неужели даже компьютерные игры могут навести на научную тему?

– Несомненно! Знаете, я в свое время изучал разные педагогические технологии, в том числе так называемую ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. Своим ученикам я стараюсь заранее объяснить, какие препятствия существуют на пути к решению интересующих их проблем. Часто, рассматривая их идеи, мы упираемся в «бетонную стену»: они или противоречат законам физики, или существуют пока только в виде теоретической гипотезы. Но у нас начинается дискуссия, разговор оживает. Просто в этом драйве должны быть хотя бы микропобеды. Каждый мой ученик во время работы постоянно побеждает самого себя: вот он пересилил тему, наконец что-то понял.

А иногда я вижу, что ученик уже переполнен информацией «под самое горлышко», и тогда говорю: «Сегодня мы просто пофантазируем о науке». Они мне рассказывают, какие технологии где-то видели, иногда пересказывают свои сны – они ведь тоже технические!

– А как молодые люди приходят к вам заниматься научно-исследовательской работой?

– Тут идет тончайший психологический отбор – мы с учеником должны быть друг другу по-человечески симпатичны. Боюсь, без этого нельзя: когда начинается такое долгое непростое сотрудничество, важно, чтобы сложилось взаимопонимание.

А вообще, на обычных уроках, если тема даже отчасти касается научных разработок моих студентов, я рассказываю о них другим ребятам. И они удивляются: «Как, наши однокурсники изобретают такие приборы?! Почему же мы об этом не знаем?» Приходится напоминать, что с сентября я приглашал всех желающих на собеседования и все заинтересовавшиеся пошли в гору. Обычно о наших достижениях узнают, когда в колледже уже вывешивают поздравления с победой на очередном конкурсе. Вот и получается, что у нас есть своя «лаборатория», в которой внешний мир для нас порой не существует.

– Родители учеников могут быть вашими союзниками в деле подготовки к важным конкурсам?

– Да, и часто. Например, мама моей бывшей ученицы Оли Клепиковой очень ревностно относилась к работе дочери, поскольку она сама технолог. Предлагала нам писать заявки на патенты. Ольга, настойчивая девушка с сильным характером, получила третье место в МГТУ им. Баумана на конференции «Шаг в будущее-2010» с работой, посвященной влиянию вибрационной обработки на упрочнение резьбовых отверстий. Что печально, она тогда стала кандидатом в национальную сборную для поездки на международный конкурс в Лондон – и не поехала, потому что это оказалось очень дорого. Женя Красиков тоже стал кандидатом, но собрать надо около 200 тысяч рублей. Откуда такие деньги? Значит, не едем…

– У вас вообще много учениц?

– Достаточно. Знаете, у девушек есть такой природный дар – скрупулезность, даже дотошность, что всегда идет на пользу делу. В этом году, например, у меня занимаются Ангелина Понамарева и Светлана Легкова, мы с ними придумали оригинальное съемное украшение на сибирские валенки – и попали на интернет-портал «Наука и жизнь».

– Неужели вам и такое интересно?

– Это же в любом случае конструкция! Просто девочки с детства вышивали бисером, Светлана, например, вышила уникальную совершенно икону, а Ангелина работала с пайетками. К тому же они подруги и обе мечтали попасть на этот портал в качестве конкурсантов. Мы начали искать ту тему, где можно применить их навыки и которая бы удивила москвичей. Остановились на валенках и создали технологию сменных украшений с элементами застежек-липучек. Они их вышивали бисером, придумали чудесные названия – «Рождество», «Иду в гости» и так далее. Так все и получилось.

– А как обстоят дела с патентами на более наукоемкие изобретения?

– С ними непросто: если где-то засветить тему, труднее будет патент получить. Приходится выбирать: или ты ребенка готовишь на конкурс, или никому ничего не говоришь и молча пишешь заявку. Тут даже опубликование собственной монографии может помешать!

Практическая часть

– Что самому педагогу дает организация научно-исследовательской работы учеников?

– Вообще-то, в современных образовательных стандартах предполагается участие каждого педагога в научно-исследовательской деятельности, но мало кто ею занимается. Возможно, нет увлеченности, азарта. Те, у кого это есть, встречаются в краевом центре информационно-технической работы, который реализует программу «Будущее Алтая». Это настоящая школа для педагогов, которая учит последовательно выстраивать научно-исследовательскую работу с ребенком.

По большому счету изначально все зависит именно от учителей. Для себя я давно понял, что просто менять местами темы уроков мне неинтересно, хочется как-то оживлять обучение, давать импульс к поиску новой информации.

– Все говорят, что дети здорово меняются, пройдя через программу «Будущее Алтая».

– В этом неоценимая заслуга методистов АКЦИТРа, которые соединяют интересы ребят, их наставников и университетских преподавателей. Не секрет ведь, что где-то нам серьезно помогает профессура из технического университета. Какие бы мы умные ни были, общение с представителями высшей школы просто необходимо! Впрочем, я уверен, что для них тоже чрезвычайно важен этот контакт с молодыми людьми, которым пока сомнения не мешают изобретать нечто совершенно новое.

Однако, на мой взгляд, в Алтайском крае нужны еще и научные форумы. Я больше чем уверен, это сказалось бы и на нашей алтайской науке, и на производстве. С другой стороны, чтобы изобретатели имели поддержку, нужны еще и посреднические структуры, которые бы «переводили идеи в деньги».

– Вы ведь и сами затеяли бизнес-проект.

– Да, он связан с тем самым сепаратором (официально называемым координатным вибромодулятором), который мы с сыном из металлолома собрали. Он работает от двух источников вибрации, и то, что наше устройство обладает большей производительностью, было подтверждено экспериментально. Понимаете, собрать урожай – это здорово, но если он не будет быстро переработан, то пропадет. Мы ведь не только теоретики, куда больше нас интересует прикладная часть. Если наша технология заинтересует какое-нибудь фермерское хозяйство, мы с удовольствием будем сотрудничать.

В общем, мы действительно написали проект, рассчитали все затраты, себестоимость и прибыль, заложили 200 тысяч на рекламу – и заняли первое место на городском молодежном форуме бизнес-идей.

– Неужели получите деньги на реализацию проекта?

– Судьба проектов пока такова: кроме педагогической деятельности я еще выезжаю на предприятия. Буквально последний мой визит был на АЗПИ, мы хотим внедрить нашу совместную с детьми разработку – измерительный прибор для сверхточных замеров деталей. Нам хотелось бы получить не только резюме профессоров (пусть даже хвалебное), но и резюме производственников: «Вот прибор, он внедрен в технологию изготовления продукции, работает и дает реальную экономию».

Кроме того, в прошлом году в Москве наша технология «Пьезорезец для точной обработки металлов при точении» рассматривалась как перспективная, в том числе и для применения в авиационной промышленности, эксперты даже назвали ее «новой технологией», а такое определение дорогого стоит! Кстати, тогда на выставке у меня кто-то потихоньку умыкнул саму работу с описанием резца. Но, говорят, это хороший признак: значит, технология востребована.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж