«Умное пространство». Расширение

В краевом Художественном музее (ГХМАК) состоялся «круглый стол» «Международный проект «Музейная ночь» - новая тональность разговора о музеях»

00:00, 30 июня 2012г, Культура 2105


«Умное пространство». Расширение Фото №1

Основной целью встречи ее организаторы назвали «включение в обсуждение, обмен опытом и активную дискуссию не только специалистов, но и «продвинутых пользователей» современных музеев, а также интернет-критиков, сторонников и противников акции, представителей СМИ».

Не просто традиция – праздник

Дух скандала незримо витал перед началом «круглого стола» в Художественном, но… выветрился. Потому как те самые «критики», владельцы новорожденных галерей, впервые - за всю историю проведения акции в крае! - поднявшие «денежный» вопрос, на мероприятие не явились. Музейщики, понесшие немалый моральный ущерб после интернет-атаки, как люди глубоко интеллигентные, своим оппонентам не уподоблялись и за глаза всуе их не поминали. Потому что собравшиеся были, что называется, в теме. И потому что поговорить «кроме того» было о чем: на встречу пришли руководители государственных, муниципальных, ведомственных, частных музеев, представители краевого управления по культуре и архивному делу, СМИ и все, кого заинтересовала тема «круглого стола». Включала же она в себя такие вопросы, как партнерство участников акции, ее плюсы и минусы, ее перспективы.

Каждый из пришедших руководителей учреждений, не один год участвующих в проекте, высказал свое мнение. Оппоненты «Ночи» часто вменяют в вину ее организаторам именно креативность, зрелищность и элементы шоу – то, что нехарактерно для большинства музеев, галерей и выставочных залов в обычное время, в течение всего года. Ольга Падалкина, директор краеведческого музея, сказала:

- «Музейная ночь» стала не просто традиционной, она стала ожидаемой, самой значимой музейной акцией года для населения. Музей – это «умное пространство». У значительной части населения именно такое восприятие учреждения: прийти к нам – значит получить какую-то ценную информацию. В «Ночь» мы пытаемся в свое «умное пространство» включить большой элемент праздника. В нашем музее мы всегда стараемся очень «пропорционально» это сделать. Главное – не сбиться, не просто веселить народ… Каждый посетитель находит то, ради чего он приходит к нам.

Не ценим, что имеем?

Да, многие жалуются на многолюдность и тесноту в учреждениях культуры и образования во время проведения акции. Но нельзя не согласиться с Ольгой Викторовной: заинтересовало что-то вас в экспозиции – приходите в любой другой, будний день, изучайте раритеты с толком, чувством, расстановкой. И получите то, что, по словам Падалкиной, недополучили в праздник.

О том, что государственные и частные музеи, галереи и выставочные залы сосуществуют в проекте гармонично, говорила организатор его в нашем крае, заместитель директора по научно-просветительской работе ГХМАК Татьяна Бондаренко. Ее слова подтвердила Екатерина Москвитина, куратор галереи «Турина гора»:

- Мы участвуем в краевой «Музейной ночи» с самого ее начала. Нам всегда было комфортно в музейном сообществе. Наша галерея, маленький островок среди больших кораблей-музеев, не затерялся. Для частных малых «умных пространств» участие в акции стало стартом для большого узнавания. Об этом говорит и всплеск рождения галерей и выставочных площадок в последние семь лет. Такая реклама для частных учреждений дорогого стоит.

Если появление новых площадок можно вменить в заслугу «Ночи», то нельзя не вписать в ее актив и сохранение школьных музеев.

Ольга Какоткина, директор музея истории образования Барнаула, отметила важность участия школьных музеев в культурной акции года.

- Школе предоставляется уникальная возможность показать, что она может дать своим ученикам, - сказала она. - 19 школьных музеев участвовали в этом году из 42 подавших заявки: отбор прошли самые интересные программы. Итог участия в акции трудно переоценить: сейчас не может быть и речи о закрытии школьных музеев.

Мнение всех неравнодушных представителей интеллигенции высказала директор Художественного Инна Галкина:

- Мы порой не ценим то, что имеем. Алтайский край – единственный регион, в котором действует общий билет, единого дизайна с европейской «Ночью музеев». И автобусов бесплатных нигде больше нет. Но самое главное достижение этих семи лет в том, что музейщики узнали друг друга, подружились и сформировалось единое краевое музейное пространство.

А проект-то социальный!

- «Умное пространство» необходимо в ходе акции сочетать с шоу, - отметила Инна Константиновна. - Ведь «Музейная ночь» возникла не случайно: в обществе появилась очень сильная потребность в совместном эмоциональном переживании.

Тот, кто хоть однажды побывал на празднике, запомнил именно ощущение общности, единения. В эту ночь люди незнакомые запросто общаются друг с другом, сочувствуют и сопереживают…

Представитель Музея истории, литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА) Лариса Никитина подвела общий итог. К плюсам акции она отнесла рекламный момент, налаживание партнерских отношений, укрепление музейного сообщества, развитие креативных проектов, учет интересов всех категорий посетителей. К минусам: главную проблему – сохранность экспонатов во время проведения акции, а также поверхностное восприятие, разовый интерес. «Если даже раз в год ходить – уже семь раз кто-то побывал в музее!» - эта правильная реплика одного из гостей весьма позабавила всех.

«Коммерциализация акции в головах некоторых» – в такую форму облекла-таки Лариса Петровна скандальную ситуацию, взбудоражившую многих в начале лета. На что Екатерина Москвитина высказала предложение четче проговаривать цели и задачи «Ночи» для ее новых участников. Татьяна Бондаренко заметила, что нужно разграничивать проекты коммерческие и социальные. «Музейная ночь» - проект социальный!» - заверила она.

Только два региона в нашей стране – Московская и Ленинградская области - финансово обеспечивают из средств бюджета «Ночь». Если вспомнить европейские государства, то там цена билета на акцию превышает его цену в нашем крае. Произведем немудреный подсчет. Если более-менее подробно осматривать экспозиции или побывать на самых необычных, интересных мероприятиях «Ночи», то можно успеть посетить 8-10 музеев и галерей (есть и рекорды - за двадцать!). А стоит единый билет 200 рублей. Положа руку на сердце скажите: 20-30 рублей за билет в один музей – разве это дорого?

Число посетителей проекта увеличивается с каждым годом. Но все участники «круглого стола» были единодушны: не нужно гнаться за их количеством, нужно ориентироваться на качество. «Массовость» должно увеличивать за счет сельских музеев и галерей, а не барнаульских. «Продвигаться на просторы края» - так сформулировали задачу музейщики. Число же площадок-участников акции необходимо увеличивать… скажем, осмотрительнее, а для того усовершенствовать Положение о «Музейной ночи».

Еще один итог последних семи лет озвучила Татьяна Бондаренко. Он в том, что «не только во Франции знают, что такое «Музейная ночь», но и в алтайской деревне. «Ночи» в крае - быть, в этом сомнений нет!

Фоторепортаж