Вода не приходит одна

«Долгая песня» районного бизнесмена. Впрочем, у нас только сказки скоро сказываются

00:00, 17 ноября 2012г, Общество 2115


Вода не приходит одна Фото №1

Хозяйство Владимира Глушкова надежно угнездилось в самой глубине Мамонтовского района, 50 км севернее райцентра, посреди бескрайних полей. Если точнее, это не доезжая железнодорожного переезда по дороге к станции Корчино, затем поворот и чуть больше двух километров по свежеотсыпанной грунтовке – к самой вкусной и чистой воде в округе.

Вкратце

Особая примета: рядом с глушковской базой тянется русло бывшей речушки Пушкарихи. И она раньше впадала в речку Кулунду. Сейчас ее старая и сухая выемка заполняется лишь по весне, когда тает снег. От прежнего остались сглаженная береговая линия, довольно много деревьев и научное подтверждение от сотрудников Института водных и экологических проблем Сибирского отделения РАН (Барнаул): «Да, река тут когда-то имела место. Водоносный слой начинается от 17 метров…»

Вообще-то, Владимир Алексеевич сперва затеял возведение завода по производству жилья из утепленного бруса. Не путайте с брусом цельным и клееным... Идея для Алтая казалась чрезвычайно свежей, сулила отдельную рыночную нишу и большие перспективы.

Предприниматель начал со становления промышленной основы. Но судьба (на пару с кризисом) распорядилась иначе. Заставила переключиться на совершенно другое направление - выпуск бутилированной воды. А льется та из скважины, пробитой прямо на территории.

Не удивился такому крутому виражу. Энергичный, подвижный Глушков всегда в поисках каких-то новых, нестандартных планов. Другими словами, из той породы несгибаемых сельских мужиков, которые по жизни сами себе режиссеры.

Обстоятельно

Забираемся по крутым ступенькам в открытую беседку, что прилепилась к чердаку одноэтажного дома-офиса. Оттуда предприятие как на ладони. В целом с арендованными угодьями запас у хозяина солидный – 400 гектаров. Непосредственно промбаза –1,8 га: несколько современных ангаров, капитальный гараж на шесть тракторов, кубик насосной станции, от нее к будущим цехам проброшен водопровод. Перед ней пустой котлован.

- Рукотворный пруд, карпов разводим для себя, - поясняет собеседник.

- Не могу избавиться от мысли, что завод расположен где-то на выселках, - размышляю вслух. – Не далеко ли от клиентуры, потребителей?

Владимир Алексеевич улыбается. По его словам, «прописка» объекта обусловлена исторически. В разгар перестройки несколько селян решили объединиться для самостоятельного «плавания». Среди них и Глушков. Под их земельные паи совхозное начальство «благословило» фермеров неудобицей в медвежьем углу владений. Типа трудитесь себе легко, а нам туда далеко… Была у них кое-какая техника, поставили шалаш, выкопали продуктовый погребок. Пахали, сеяли, свиней держали сотню голов.

Первопричина

- Ко всему тут еще и пахота с животноводством замешаны! – удивляюсь. – От водяного вопроса уж вовсе в стороне…

- А мы работали хорошо, - терпеливо втолковывает предприниматель. – Постепенно развернулись, начали снимать неплохие урожаи, появились деньги. Поднакопили средств и решили потратить на обустройство. Опять же скотину поить надо.

В общем, пригласили представителей упомянутого выше института. «Лозоходцы» с рамочками быстро отыскали заветную точку, проверили приборами и ткнули пальцем: «Здесь». Пробурили скважину и очень здорово угадали – вода оказалась отличной. Последующий анализ сие подтвердил официально по всем 64 пунктам. В поселке Первомайском, где живет Глушков, родня и односельчане постоянно просили (да и просят): «Привези с собой, больно вкусная!»

- Изучаю рынок сбыта, - смеется он…

- Значит, попивал наш земледелец чистую водичку и тешил себя планами малоэтажного строительства? – спрашиваю в шутку.

- Отнюдь не тешил, а пробивал, - парирует. – В свое время представился случай посетить подобное производство в Раменском районе Московской области. Осмотрелся, расспросил и вызнал: за Уралом ничего похожего не существует. Идея запала в душу.

И начал он ее (идею) продавливать, обивать пороги в различных конторах. А это ой как непросто! Необходимый пакет документов был готов в 2008 году, удалось договориться и с банком-инвестором. Но... кризис не просто грянул, он Глушкова шарахнул. Погашение обязательных банковских кредитов начисто подъело фермерские финансы и даже заставило частично распрощаться с техникой. Разумеется, с утепленным брусом тоже пришлось притормозить.

По течению, но к цели

- Сели вместе с мужиками и давай ломать голову, как жить дальше, - вспоминает. – Я им: «Что делать – ума не приложу. Может, хоть воду попробуем разливать?» – «А что, давай! - обрадовались. - Она ж у нас о-го-го!»

- Учитывая 64 водных показателя соответствия, дело это весьма хлопотное? – задаю очередной вопрос. – А еще вы говорили, что содержание железа вроде немного превышает норму…

- Нет, оно там не завышено, - не соглашается тот. - Санитарная норма считается 0,3 процента, а у нас - 0,23. Но все равно будем запускать установку обезжелезивания… Проблема с чистым питьем существует большая, что лишний раз подтвердило жаркое лето. Многие колодцы опустели, коммуникации – ровесники целины, разваливаются. В родном Первомайском вода есть, но иногда течет мутная и желтая.

По его информации, пропускной объем установки составляет 3000 литров в час. В конечном варианте на выходе – около 75 бутылей 19-литровых предварительно. С вводом дополнительных мощностей добавится розлив в малую посуду – от 0,33 литра до пятилитровок. Есть и надежда заиметь спецлинию, дабы выдувать из пластика собственную тару. Готовую продукцию будут развозить два автомобиля. Появится до 20 новых рабочих мест… Самым трудным было найти не только инвестора, но и единомышленника и надежного партнера. Нашелся.

Дерево

По ходу беседы Владимир Глушков демонстрирует небольшую гостиницу с ладной и просторной баней, где предусмотрен бассейн в кафельных «доспехах». Здание старой пилорамы скоро переродится у него во вместительные склады. Тут заработает сортировочный цех, там – сушилка. А вот и главный в столярке станок для изготовления утепленного бруса - итальянский шестиметровый пресс.

Многотонная махина плотно замотана в полиэтиленовую пленку и скромно помалкивает. Дескать, мое веское слово еще впереди… Наши голоса гулко отражаются от высоких сводов. Старая (домостроительная) мечта Глушкова причудливо сочетается с уже освоенным производством:

- Как видите, деревом пока не пахнет. А разливное оборудование смонтируют новосибирские спецы - у них покупали станки.

- У вас на оба проекта оформлена отдельная фирма, и с ООО «Родничок» теперь более-менее понятно, – не отстаю от него. – А какие возможности покажет компания «Первомайский» по домострою?

- Планируемый объем производства – до 320 домов в год. Думаем опираться на клиентуру среднего достатка. Варианты изделий: 75 квадратов, 98 и 124. Хозяин - заказывает, показывает участок, мы – ставим.

Тонкости

Что же это за брус такой продвинутый?! Да непременно из ангарской сосны, да с утеплителем из пенополиуретана. И главное, чем тот покорил сердце главы крестьянского (фермерского) хозяйства – человека бывалого, битого жизнью и умудренного опытом?

- Ангарская сосна растет в более жестком климате, она крепче и качественнее алтайской, - делится тонкостями Владимир Алексеевич. – У нашей поры крупнее, структура рыхлее. Будучи сухим, дерево продолжает дышать - реагирует на влажность, трескается... Посоветовался со специалистами, они мне посулили, что брак оторвет процентов 50. Посчитал расходы, прикинул и дорожные траты: закупать и везти сюда «ангарку» дешевле.

Добавляет еще, что и технология подкупает оригинальностью. Две доски скрепляются между собой вставками через каждые 50 см. Пространство внутри заполняют означенной пеной. Потом изделие профилируют, брус получается легкий, износостойкий, теплоизолирующий. Кстати, производство еще не открылось, а ряд фирм сразу выказали желание приобрести несколько сотен домов. С предоплатой.

Напоследок

Как показала действительность, дабы добиться положительного результата, необходимы определенные качества. Жесткость мышления в сочетании с дипломатичностью, умение разбираться в ближних, знание дела, готовность доказательно защитить свою задумку на самом высоком уровне. И… два чемодана документов, собранных по всяким инстанциям. На бумаге дают добро и поддержку, на деле – пусто.

- Столько чиновников обегал и прочего народу повидал, что выведи их одновременно в поле, они все мои гектары в пыль растоптали бы, - говорит Глушков. – Впрочем, мне нравится высказывание Черчилля: «Путь к успеху – это движение от неудачи к неудаче, но без потери энтузиазма». Стараюсь этого придерживаться и не унывать.

Благо нашлись дальновидные люди и в районе, и в крае. Большую помощь в продвижении проекта оказал фонд «АНИТА», куда входят десятки известных ученых и руководителей краевой администрации и Заксобрания. Проект включен в краевую целевую программу «Развитие предприятий промышленности, строительных материалов и индустриального домостроения до 2020 года». Есть инвесторы. А требуется ни много ни мало 140 млн. руб.

Мне остается добавить, что Владимир Глушков охотно использует меры господдержки. Она заключается в компенсации части банковской процентной ставки по кредиту, по налогу на имущество и на прибыль. Заключен у него договор социально-экономического партнерства с администрацией Мамонтовского района.

Вопрос ребром

- А не забросить ли те чемоданы с бумагами, Владимир Алексеевич? Брали бы на оптовке товар по схожей цене, продавали дороже да и жили припеваючи?

Ответ:

- Не по мне это! И потом, если все будут только продавать и перепродавать, от наших сел ничего не останется. Можно какое-то время побарахтаться - и все. Нужно заглядывать дальше собственного носа, создавать рабочие места, в том числе и для молодежи. Без производства и реального сектора экономики у нас будущего нет.

Фоторепортаж