Максим Костенко: В скором времени привычная школа уйдет в прошлое

14:14, 22 марта 2019г, Образование 4424


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Максим Александрович Костенко – постоянный герой официальной хроники. Сегодня в рубрике «Гость номера» министр образования и науки Алтайского края представлен как психолог и социолог современного образования.

«Аналог» или «цифра»

– Как в современной школе совместить аналоговое прошлое и цифровое будущее?

– Действительно, сегодня ребенок с высокой мотивацией может получать информацию не только в классно-урочной системе от учителя, но и из Интернета. Есть множество ценных образовательных ресурсов, на которых информация представлена конвергентно: есть видеолекции, есть тесты, есть радиоподкасты – пользуйся, впитывай, получай любую информацию. По этой причине образовательный результат необязательно связан со школой. Как следствие, есть, иногда есть разрыв между школьной программой и новыми знаниями. Интерес и радость в пространстве школы приходят тогда, когда есть самореализация в кругу единомышленников вне зависимости в какой, цифровой или аналоговой, эпохе все это происходит. Наша задача – сделать так, чтобы современным детям в школе было интересно. Главное здесь – эффективная коммуникация. Если учитель из аналоговой эпохи, а ученик из цифровой, мы можем видеть сложности коммуникации. А без коммуникации невозможно чувствовать интерес и счастье. В новом национальном проекте «Образование» появилась новая для официальных документов идеология счастья. Ученик должен быть счастливым в школе.

– Но ведь у цифровой подачи информации есть множество своих недостатков.

– Да, есть развилка. Лекция, записанная однажды, может быть воспроизводима без изменений. Она будет работать бесконечное количество раз в разного рода гаджетах. А аналоговый учитель никогда не повторится. И здесь вопрос. Что более мотивирует: стандарт или живое общение? «Цифра» во многом нивелирует воспитательную задачу школы. Как воспитывать по компьютеру?

– Мы сейчас говорим о канале подачи информации, а необходимо менять и суть.

– Для решения этих задач нужно усиливать кадровую составляющую. Сейчас в национальном проекте есть подпроект «Учитель будущего». Один из его элементов – создание больших пространств для междисциплинарного сотрудничества. Замечательный пример – дети получают теоретические знания по химии, физике, аэродинамике и после этого изготавливают воздушный шар. Нужно хорошо усвоить всю необходимую информацию, чтобы он полетел. Сейчас мы готовим книгу «Исторические путешествия математика по Алтайскому краю». Когда разные науки начинают работать на одну задачу. Или на одном портале, например «Барнаул – столица мира», историки, географы, литераторы разбираются с феноменом своего города. 

– Эксперты говорят, что в России блистательная начальная школа, крепкий уровень в средней, но мы серьезно отстаем от лидеров в колледжах и университетах. Почему вузы оказываются слабее?

– Абсолютно справедливо. Эксперты говорят, ребенок приходит из школы в вуз и попадает в ситуацию, когда не знает, зачем ему школьный бэкграунд. Мы должны давать возможность постоянно применять полученные знания на практике, в деятельности. Пусть школьники в 7 – 8 классе на уроках физики сделают паровую машину Ивана Ивановича Ползунова, а в университете превратят ее в термоядерный реактор. Когда эта преемственность появится, мы попадем в самые престижные рейтинги.

Новая / старая школа

– Многие критикуют современную школу, называя ее последним оплотом консерватизма.

– Сегодня учителя от большой нагрузки и новых вызовов цифрового мира эмоционально выгорают. Человек закрывается, и ему не нужны внешние раздражители. Метафорой этого состояния будет поза зародыша – я весь в себе, а следствием – некий авторитаризм: я лучше вас знаю, что вам нужно. Мировой опыт показывает, что для преодоления замкнутости необходимо развитие компетентности командной работы, коллаборации. За этим иноязычным словом стоят понимание и желание объединяться в сообщества. Нужны виртуальные и реальные учебно-методические объединения, сообщества коллег, где можно обсудить сложные темы, узнать новые методики. Это непросто. 

– Тогда «физики» объединятся с «лириками»?

– В институте повышения квалификации учителей мы тестировали математиков на знание физики, принесли им ведро с водой. И встретили внутренний протест учителей. А когда начали при помощи воды измерять плотность, прозрачность, они, как дети, просто разорвали шаблоны и были очень довольны. Такая позиция позволяет делать школу интересной и уходить от усреднения ребенка. Совершенно необязательно быть отличником по всем предметам. Нужен индивидуальный подход. Сегодня это вносят даже в Государственный стандарт.

– Каждый месяц в лентах новостей возникают скандалы, связанные со школами. Почему сегодня так много негативных школьных сообщений?

– Потому что пришли родители, которые были рождены в девяностые годы ХХ века, когда разрушались наши многовековые ценности. Исчезли общие догматы, общество раскололось, и школу перевели в сферу услуг. По этой причине многие образовательные учреждения просто законсервировали прошлые ценности и методики. Часто директора образовательных учреждений находятся в позиции защиты. Но есть и другие примеры. В барнаульском лицее № 122 Михаил Лисовой, мальчик с ограниченными возможностями, сумел объединить вокруг себя всех. Он – душа лицея. Ребята, которые росли с ним с первого класса, просто стали частью его семьи. Родители и учителя говорят и думают в одном созидательном направлении.

Читать и понимать

– Изменилась школа, изменились родители. Меняются ли дети? И что сегодня вызывает опасения?

– Сейчас по миру идет кризис чтения, и во многом его следствием стало отсутствие функциональной грамотности. Часто дети, читая книгу, не могут понять и пересказать, о чем она. В одной из питерских школ провели эксперимент, предложив определить, кто из трех людей женщина: Мандельштам, Коллонтай или Бабель. И большинство, вероятно по созвучию, назвало Бабеля. Это отсутствие функциональной грамотности. Школьники на уроках истории и литературы слышали эти имена, но кто эти люди и что они сделали для культуры, остается вне поля понимания.

В скором времени привычная школа уйдет в прошлое. Будут большие пространства, в которых будут осваивать конкретные задачи. Мы уже все это проходили. Тот же Антон Семенович Макаренко давал теоретические знания в том числе и для того, чтобы его воспитанники самостоятельно могли собирать на конвейере лучший советский фотоаппарат того времени – ФЭД.

– А что делать сейчас, спустя столетие после Макаренко?

– К 2024 году Алтайский край перейдет к обучению в формате утренней первой смены. 17% школ сейчас работают в две смены. Здесь лидерами являются Барнаул и Новоалтайск. Другие города и села практически все работают в первой половине дня. Освобождается послеобеденное время, которое еще советский детский классик предлагал заполнять следующим образом. Помните, у Агнии Барто: «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок – мне петь охота, за кружок по рисованью тоже все голосовали»? Дополнительное образование должно активно интегрироваться с общим образованием. По этой схеме пошли московские школы, которые организуют полигоны дополнительного образования во вторую смену. И здесь важно согласовать программы первой и второй смен. После двух лет этого эксперимента московские школы попали в десятку лучших школьных систем мира.

– А были у нас подобные ноу-хау в прошлом?

– Деятельностный подход – это исключительно русское открытие. В 1918 году Лев Семенович Выготский стал директором Института коррекционной педагогики. Первая задача была собрать московских трудных и беспризорных детей, а потом, во вторую очередь, разработать методику для них. Позднее ее назвали деятельностным подходом. И здесь мы снова возвращаемся к построению воздушного шара, но добавляем еще и взаимодействие. У одного получается хорошо чертить, другой склеивает швы, третий высчитывает формулы. И все это они делают вместе, в тесном сотрудничестве. Они понимают, что друг без друга не могут. И шар взлетает.

– Что делать родителям?

– Нужно начать с качества коммуникации. У отцов часто есть иллюзия: всю неделю я работаю, а уж в воскресенье поведу сына в боулинг. Это совершенно неправильно. Лучше каждый день уделять по 15 – 20 минут своему чаду на хороший разговор дома. И задавать нетривиальные вопросы: «Что тебя сегодня рассмешило больше всего?», «Было ли тебе сегодня грустно?», «Что ты сегодня узнал из прочитанной книги?» и т. д.

Сегодня очень важно знать круг общения вашего ребенка. Раньше мы ходили в школу общаться, теперь это общение во многом заменили виртуальный мир и френды из социальных сетей. А эта часть детского мира часто бывает просто под компьютерным паролем.

– Есть ли у школы счастливое будущее?

– Самое счастливое. И я бы так не говорил, если бы не было прецедентов. Президент РФ такую задачу поставил в национальных проектах. До 2025 года финансирование на реализацию национального проекта «Образование» составит около 800 миллиардов рублей. Сейчас в Центральной России идет активное развитие многих конкурентоспособных заведений (Сколковский лицей, Хорошкола, Летовская). У нас в крае тоже есть такие яркие лидеры, как Бийский лицей и другие.

Сергей МАНСКОВ

 
Фоторепортаж