Меняйся, а то проиграешь

13:45, 13 октября 2017г, Общество 1229



Фото Евгений НАЛИМОВ

Зачем меняться, если кажется, что в мире ничего не происходит? На этот вопрос попыталась ответить директор по специальным проектам журнала CRN/RE Светлана Белова на пленарном заседании Х Алтайского регионального ИТ-форума.

Светлана – известный эксперт в области информационных технологий, постоянная участница ИТ-форума и всякий раз выступает с интересными докладами о тенденциях в развитии информационного общества. На этот раз она начала со случая, как с друзьями за пять минут со своих банковских карт перевели на одну карту деньги, чтобы купить другу телевизор на день рождения. Еще несколько лет назад такое было невозможно. А в это время именинник не мог разобраться, как пользоваться своим новым телефоном. В сердцах он швырнул его на диван и сказал: «Ну их эти информационные технологии». И тут Светлана поняла, что человечество поделилось на две части: на тех, кто считает, что в мире ничего нового не происходит (им друзья дарят телевизоры), и тех, кто умеет пользоваться новинками. Благодаря цифровой трансформации эти люди становятся быстрее, конкурентоспособнее, дешевле для работодателя, эффективнее, чем те, кто плывет по течению.

Встает вопрос: нужно ли меняться в этом мире, подстраиваться под него? Белова отвечает на него положительно, соглашаясь с великим Дарвином, который сказал, что выживает не самый сильный и умный, а тот, кто быстрее может приспособиться к изменяющемуся миру.

От традиционной экономики – к цифровой

За последние 20 лет в пятистах самых дорогостоящих компаний мира доля технологического сектора, к которому относятся ИТ, выросла вдвое, до 19%. На первом месте корпорация Apple стоимостью 146 млрд долларов, и она не занимается переработкой полезных ископаемых. А у некоторых богатейших компаний нет основных средств и штатных сотрудников. У одного из крупнейших в мире операторов на рынке такси нет своих машин и водителей. У другой компании, которая активно торгует розничными товарами, нет своих магазинов. Но у них есть данные и технологии их использования. И эти компании обгоняют нефтегазовый сектор и других привычных лидеров экономики, производящих продукты питания, машины и оборудование. Они закрываются. За последние 17 лет прекратило существование больше половины предприятий, входящих в топ-500. По прогнозам, их срок жизни будет и дальше сокращаться. В ближайшие 5 лет 40% лидеров в своих отраслях уйдут с рынка, если они не подвергнутся цифровой трансформации, считают эксперты.

Цифровая трансформация стоит на трех китах: изменение бизнес-модели, преобразование операционных процессов внутри компании и переход от продуктовой компании к клиентоориентированному бизнесу.

Светлана Белова констатировала, что за последние два года ничего кардинально нового на ИТ-рынке не появилось: облачные технологии, виртуальная реальность, дополненная реальность, искусственный интеллект, большие данные, Интернет вещей известны уже десятилетие. «Но все эти явления, накапливаясь количественно, перешли в новое качество: переплелись друг с другом и вылились в цифровую трансформацию, которая может кардинально поменять ваш бизнес», – предупредила эксперт сидящих в зале предпринимателей.

Она вспомнила слова руководителя General Electric: «Если вы вчера легли спать как индустриальная компания, то должны проснуться сегодня или, в крайнем случае, завтра как производитель программного обеспечения и аналитики. То есть если хотите быть лучшим на рынке электрических турбин, то надо думать, как делать для этих турбин лучшую аналитику и программы, которые управляют этими турбинами».

Одна из самых закрытых отраслей – финансовая оказалась на передовом крае цифровой трансформации. Сбербанк превратился в ИТ-компанию с банковской лицензией. А Тинькофф Банк всю свою деятельность ведет через Интернет, не имея офисов.

В качестве примера поиска новых точек контакта с клиентами Белова привела коммивояжёров, которые размещают информацию о своем товаре на планшетном компьютере и оставляют его потенциальному клиенту на несколько дней, чтобы тот не спеша мог с ней ознакомиться. Это увеличивает количество продаж.

Другой пример поиска новых возможностей демонстрирует крупнейший интернет-ретейлер Amazon. В настоящий момент компания ввела новые ключевые показатели эффективности работы своих сотрудников не по объемам продаж и марже, а по содержанию ответов, которые приходят от клиентов. Недовольство клиента может стать основанием для снятия продукта с продажи.

Полезные данные

Уже не новость формирование лояльного покупателя в соцсетях, приглашение экспертов, которые будут помогать выстраивать ваш бренд. И, естественно, современная компания не может работать не используя потенциал аналитических систем и накопленных данных. А данных только за 2016 год собрано столько же, сколько за всю предыдущую историю человечества. В настоящий момент анализируется только 0,5% от этого. Непросто из огромного массива, порой являющегося цифровой шелухой, выбрать полезные данные для бизнеса.

Немало их используется в технологии «Интернет вещей», которая предусматривает получение сигналов от устройства, их обработку, генерирование управляющего сигнала на это или другие устройства (бытовой прибор, станок, автомобиль и т. д.)

Аналитики посчитали, что экономический эффект до 2025 года при внедрении технологии «Интернет вещей» в электроэнергетике России составит около 532 млрд руб., в здравоохранении – 536 млрд руб., в сельском хозяйстве – 469 млрд руб, в логистике – 542 млрд руб., в городской среде – 375 млрд руб, в производстве устройств для умных домов – более 300 млрд руб.

Кстати, в Москве уже активно используется технология «Интернет вещей» в работе ситуационного центра.

Одна из самых дата-ориентированных компаний – Uber Technologies Inc. Она, заключая договор с клиентом на предоставление услуг такси, собирает с его смартфона через приложение массу информации вплоть до уровня зарядки. И тем, у кого аппарат почти разряжен, предлагает большую цену за проезд, полагая, что они не будут перезванивать в другую службу такси.

Бывший сотрудник компании Касперского Евгений Черешнев – первый человек в России, который вживил себе чип и стал своего рода вещью в Интернете. Почитайте его интервью, как используют данные о нас крупные компании. Например, один из производителей спортивных кроссовок встроил чип в обувь, чтобы отследить, как люди тренируются в одном американском городе. Информация с кроссовок показала, что большинство бегунов останавливались на одном и том же месте, чтобы передохнуть. Эту информацию компания продала торговцу прохладительными напитками, который там поставил торговую точку.

Больные сахарным диабетом американцы носят на своем теле автоматические дозаторы инсулина, управляемые дистанционно. И кто из производителей может гарантировать, что какой-нибудь хакер не пустит больному смертельную дозу инсулина? Ведь тогда никто не сможет доказать, что это было убийство.

Конфликт поколений

Еще одна тема для размышления – нынешняя молодежь – поколение Y, рожденное в миллениум. Некоторые работодатели их считают вальяжными и ленивыми. «Это не только сотрудники, которые придут в ваши компании, но и ваши контрагенты, с которыми придется считаться», – предупреждала Светлана Белова.

Это совершенно другие люди, они работают в другом пространстве, времени и ритме, говорят руководители компании Google, которые переделали свои офисы под запросы молодых работников.

Благодаря миллениалам скоро кардинально изменится интернет-пространство: исчезнут сайты, будут использовать только мобильные приложения.

Один из банков, проведя исследование, почему из него уходят клиенты, узнал, что поколение Y не интересуют ставки по кредитам и вкладам. Они не идут в этот банк, так как у него нет удобного мобильного приложения.

Бизнесу придется считаться и с поколением, которое старше 50 лет. Оно впервые за все время существования человечества было признано активным и работоспособным. Но опыт пятидесятилетних людей совсем другой в сравнении с молодежью, поэтому работодателям придется с этим мириться и мирить два поколения.

«Девиз подводной лодки «Наутилус» из Жюля Верна – «Подвижный в подвижном». Я предлагаю вам меняться вместе. Изменения в вашем бизнесе также сложны для человека, как борьба с лишним весом. Но если вы с сегодняшнего дня начнете делать какие-то шажочки в направлении цифровой трансформации, то со временем можно прийти к хорошему результату», – заключила представитель CRN/RE.

Новости