На экспериментальной сцене Театра драмы состоится премьера спектакля «Кроткая»

17:42, 23 апреля 2019г, Культура 2106


1
1

24, 25 и 30 апреля на экспериментальной сцене краевого театра драмы состоится премьера спектакля «Кроткая» по повести Достоевского. Это история женщины, вышедшей замуж за ростовщика, которого никогда не любила и даже презирала, а однажды почти решилась на убийство своего мучителя.

Постановка стала результатом творческой лаборатории «Человек – целый мир…», которая прошла в театре прошлым летом. Из пяти представленных эскизов по итогам зрительского голосования и решению худсовета именно «Кроткая» режиссера Рачи Махатаева была выбрана для доработки до полноценного спектакля. К своим ролям вернулись Лена Кегелева, Константин Кольцов, Дмитрий Плеханов и Анастасия Южакова. «АП» побывала на репетиции и побеседовала с молодым режиссером о том, чего ждать зрителям от премьеры.

– Для меня самого приглашение на лабораторию было полной неожиданностью, – признается Рача Махатаев, который тогда как раз заканчивал учебу в Российском государственном институте сценических искусств (бывший СПбГАТИ). – В предоставленном нам на выбор списке произведений Достоевского были большие романы, и я подумал, что за неделю лаборатории с ними будет сложно что-то сделать. А повесть «Кроткая» мне тогда показалась цельной, лаконичной, можно было попытаться ее осмыслить и взять эту историю целиком – от начала до конца.

Но еще меня привлекла ее парадоксальность, вообще свойственная Достоевскому. Когда люди совершают вроде бы добродетельные поступки, за которыми скрывается много ужасного, и все это приводит к катастрофическим последствиям. И сейчас, когда у нас было гораздо больше времени, мы попытались подробнее, детальнее протоптать этот путь – путь смерти.

– Часто на лабораториях распределение актеров на роли достаточно условное, но при работе над спектаклем вы никого не стали менять.

– Мне кажется, начинать с предательства – это сразу смерть спектаклю, поэтому актеры, которые уже вложили свои силы, работают над ним до конца. В главных ролях заняты Лена Кегелева и Константин Кольцов, взрослые актеры, у которых есть жизненный опыт и понимание, о каких взаимоотношениях идет речь. Нам это помогает. А Дмитрий Плеханов и Анастасия Южакова взяли на себя функцию некоего внутреннего раскола, раздрая в главном герое. Нам важно было ощутить внутреннее противоборство самого Достоевского: то ли его ростовщик – тиран, то ли он благодетель и мы чего-то не понимаем и есть какая-то надежда на этого человека.

– Сценическое оформление выглядит аскетично.

– Мы отталкивались от автора. Материал очень жесткий, беспощадный и к зрителю, и к актерам. В конце концов, театр не увеселительное заведение, а пространство, где нужно что-то осмыслить и преодолеть свои внутренние ограничения. Так что Достоевский задает нам тон этого сурового отношения.

Некая идея оформления у меня была изначально, но художник Ильшат Вильданов сейчас создает визуальную цельность всего спектакля за счет этих стен с классической петербургской рустовкой (облицовка четырехугольными камнями или её имитация. – Прим. ред.). Костюмы будут достаточно условными, без привязки к конкретному времени – дело ведь не в том, что эта история произошла в XIX веке! Наш спектакль вообще предполагает большую театральную условность, это скорее философская драма.

Кстати, актриса Лена Кегелева после репетиции рассказала нам, что еще на лаборатории была удивлена, получив роль Кроткой:

– Я уж и не помню, когда в последний раз играла покорных (смеется). Даже мама очень удивилась: «Кроткая? Ты?!» Но моя героиня, конечно, отнюдь не кроткая – это муж посчитал ее таковой. Он делал предложение, не узнав ее, и надеялся, что совершит красивый жест. А семейная жизнь показала, что не стоит использовать супруга в своих интересах. В итоге мне понравилась эта роль. Единственное неудобство – босиком играть весь спектакль, но так пожелал режиссер!

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж