Наследник степных миров. В Барнауле открылась выставка всемирно известного скульптура

19:55, 16 декабря 2021г, Культура 1156


Наследник степных миров. В Барнауле открылась выставка всемирно известного скульптура Фото №1

Фото Олег БОГДАНОВ

Открытие выставки всемирно известного скульптора, действительного члена Российской академии художеств Даши Намдакова в Барнауле можно считать большим событием сразу по нескольким причинам.

Организаторы говорят, что это первая персональная экспозиция художника не только в Западной Сибири, но и в краеведческом музее: обычно выставки Намдакова проводятся в арт-галереях и художественных музеях. Но и случайным сотрудничество Алтайского краеведческого музея и Арт-фонда Даши Намдакова назвать нельзя.

Кочевники и звери

В экспозиции «Стихия Даши Намдакова» – станковая скульптура, преимущественно выполненная из бронзы методом художественного литья, репродукции графических работ в технике жикле и произведения ювелирного искусства. Как рассказала представительница Арт-фонда Даши Намдакова искусствовед Надежда Комарова, два куратора больше года занимались отбором произведений, связанных с культурой, историей и археологией нашего региона.

– Сегодня вы видите образы, которые будут созвучны именно зрителю, живущему на Алтае, – говорит Надежда Комарова. – Они связаны со скифо-сибирским анимализмом и традицией номадической (то есть связанная с кочевым образом жизни. – Ред.) культуры Евразии. Даши родом из Забайкалья, он наследник степных культур. А Алтай имеет богатейшую историю бронзового века, связанного с традициями кочевников. Отсюда и состав выставки: много всадников, лучников, воинов,
в том числе мирно шествующих по степи. Есть темы, связанные с шаманизмом.

Уроженец бурятского села Укурик в Читинской области Дашинима Намдаков родился в многодетной семье. Его отец был художником и кузнецом, а также занимался резьбой по дереву, ткал ковры. В 1988-м Намдаков поступил в Красноярский государственный художественный институт, по окончании которого несколько лет работал в крошечной мастерской в Улан-Удэ. Как пишут, поворотным моментом стала его первая персональная выставка в Иркутском областном художественном музее в 2000 году, которая в одночасье сделала его знаменитым. С тех пор художник провел около 80 выставок по всему миру – от Токио и Пекина до Лондона и Нью-Йорка.

Маленький ульгэр

– Он появился в нужное время в нужном месте, – объясняет этот феномен Надежда Комарова. – В Иркутске тогда создавался арт-рынок, а приемы социалистического реализма уходили в прошлое. Даши смог показать то, что знает и понимает: символику буддистского, шаманистского мира – и арт-рынок принял эту пластику. А без поддержки капитала такое продвижение было бы невозможно.

Искусствовед отмечает, что технология художественного литья финансово очень затратна: скульптор сначала делает эскиз, затем лепит работу в материале и отдает ее в производство в мастерскую художественного литья. Ранние работы, представленные на барнаульской выставке, отливались в России, более поздние – в литейных мастерских Массимо дель Кьяро в итальянском городе Пьетрасанта. Как говорит Комарова, это важно, поскольку влияет на качество литья: плохо сделанный продукт арт-рынок просто не примет.

«Его творческая судьба – это сказка, такой маленький ульгэр (бурятское сказание. – Ред.). Но вся наша жизнь говорит о том, что из маленьких ульгэров складывается большой эпос, в том числе и история современного искусства», – замечает Комарова.

Близки многим народам

Искусствовед, действительный член Академии художеств Михаил Шишин читает, что искусство Намдакова не требует каких-то пространных комментариев, поскольку и так обладает большой притягательной силой. Но на примере «Стихии» – скульптуры бегущей лошади, заглавной работы в этой экспозиции, – дает некоторые ключи к пониманию:

– Если вы приглядитесь, то главная линия здесь – волна, идущая от морды к лопаткам, потом снова прогиб и снова взлет. Это действительно какая-то мощная волнообразная стихия. В его искусстве состоялся синтез мифопоэтики Бурятии, буддийской пластики, и нужно было еще сделать шаг в сторону современного прочтения. Он ведь сначала думал, что его работы будут интересны только бурятам, может быть, еще сибирякам, и не предполагал, что они станут близки для многих народов. Но ведь довез Чингисхана до Лондона (монументальная скульптура Намдакова «Чингисхан» была открыта в центре Лондона в 2012 году. – Ред.)!

А заместитель директора музея по научной работе Оксана Мамонтова заметила, что видит в этой художественной выставке краеведческую составляющую: «То, что мы сейчас с вами видим, – это большая любовь к своему краю, народу, к той культуре, которая взрастила художника».

Кстати, в рамках выставки предусмотрена программа из лекций и мастер-классов. А увидеть работы Даши Намдакова в Барнауле можно до 13 февраля.

Фоторепортаж
Блоги