Слово Николая Лырчикова

14:00, 26 июня 2015г, Культура 2491


1
1

В апреле нынешнего года в Москве в Театральном центре «На Страстном» состоялась вторая церемония вручения сценарной премии «Слово». В номинации «Лучший сценарий телевизионного фильма» за сериал «Уходящая натура» награды был удостоен писатель и сценарист Николай Лырчиков.

Николай Ильич наш земляк, он родился в марте 1954 года в селе Рогозиха Павловского района. Во время командировки в Москву мы встретились с писателем и взяли у него интервью.

– Первый и, пожалуй, общепринятый вопрос: каким был ваш путь в кино?

– Однажды, когда я был уже юношей – старшеклассником, мне попался в руки какой-то журнал-сборник за 1969 или 1970 год, в котором рассказывалось о последних событиях в жизни советского кинематографа. Я его с большим интересом прочитал и поехал из Рогозихи в Москву поступать во ВГИК. Прошел творческий конкурс,  какой-то рассказик, стихи свои предложил и прошел.

Попал к очень хорошему мастеру Ефиму Львовичу Дзигану, который снял знаменитый в свое время фильм «Мы из Кронштадта». Лучшее советское кино, сделано классически – отточено и по праву входит в мировую классику. Ефим Львович был замечательный старик, многому нас научил.

Вместе со мной на режиссерском факультете учились земляк Александр Панкратов-Черный, Олег Видов. В 1971 году я на режиссерский факультет поступил,  в 1976-м его окончил.

– В советское время выпускник вуза – инженер, врач, учитель – получал направление на работу. Как обстояло дело с этим у выпускников ВГИКА?

– Никак. Ребята из союзных республик поступали по направлению и уезжали работать к себе домой. А остальные – на улицу, искать работу.

– Нашли?

– Для начала меня призвали в армию, служил в Барнауле. Когда вернулся, работу найти не мог и товарищ один предложил: «Поступай на сценарные курсы». На этих курсах платили по тем временам сумасшедшую стипендию – 100 рублей и предоставляли место в общежитии, что-то на уровне сказки. Можно было жить – не тужить. И я поступил на эти курсы, два года отучился, написал сценарий, запустился он, дело пошло. Тут у кого как, у одних получалось, у других – нет… У меня были сокурсники, у которых ничего не вышло. Один пошел преподавать во ВГИК, другой стал тренером по запрещенному тогда карате. Потом карате легализовали, он стал чемпионом России, кино забросил. Недавно встречались, на жизнь не жалуется.

– Первый фильм, снятый по вашему сценарию, назывался…

– «Мы жили по соседству». Кстати, об Алтае. Обычная бытовая драма, однако зритель его принял.

– Так просто?

– Не совсем так. Я довольно долго ходил по студиям, предлагал свои сценарии. Их отвергали, я опять предлагал. Это обычное дело. С первого раза ни у кого не получалось, а потом пошло. Я давно уже забросил режиссуру и теперь только пишу, мне это приятнее. Тем более в наше время сидеть дома и писать гораздо лучше, спокойнее. Сейчас я пишу только по договору с продюсером, уже зная, что по этому сценарию будет снят фильм. Вот сделал 12 серий сериала «Взрослые дочери», скоро должны показать его на Первом канале. В двух словах, это современная драматическая история.

– Есть и новые планы на будущее?

– Да. Режиссер Карен Шахназаров получил заказ из администрации президента на съемку фильма, предложил мне написать сценарий. Речь идет об экологии,  охране природы, конкретики пока нет. Летом будем работать. Без дела сидеть не приходится и даже есть возможность выбирать. Пока по крайней мере.

– Почему пока?

– А как еще сегодня можно говорить? Все непредсказуемо.

– Какую из своих работ оцениваете по верхней планке, чем удовлетворены более всего?

– Не могу, пожалуй, однозначно ответить на этот вопрос. Многие сейчас хвалят «Уходящую натуру»… Снимал ее режиссер Дмитрий Иосифов, который мальчишкой играл главную роль в «Приключениях Буратино». Серьезный, умный режиссер, и работать с ним интересно. Интересно работать и с Александром Коттом, который по моему сценарию снял фильм «Третья мировая», и с его братом-близнецом режиссером Владимиром Коттом, с ним мы делали четырехсерийный фильм про Московскую Олимпиаду. Очень хорошие ребята.

– А вам не кажется, что они порой, как говорится, перегибают в своих, скажем так, исканиях?

– Бывает. Но я не люблю ссориться. Если уж что-то совсем для меня неприемлемо, тогда вмешиваюсь в процесс.

– Фильм «Уходящая натура» рассказывает о работе советских кинематографистов в 70-е годы прошлого века. Это время начала вашего пути в кинематографии. Что-то личное в сценарий привнесли?

– Кое-что. Например, в моё время во ВГИКе среди девчонок с актёрского факультета ходило поверье, что, мол, надо есть соль, чтобы грудь увеличилась. И в фильме есть эпизод, когда актриса, которую играет Аня Чиповская, разыгрывает таким образом свою подругу.

– А как вообще родилась идея этого сценария?

– Мы с продюсером Анатолием Вадимовичем Максимовым сначала сделали фильм о событиях 1962 года – «Третья мировая», показанный год назад. Потом у Максимова возникла идея сделать что-то вроде трилогии о недалеком прошлом нашей страны. Думали-думали и решили, что лучше всего сделать кино о кино. Так и появилась «Уходящая натура».

– Вы сценарист, писатель, создавая тот или иной образ, наверняка придаете ему и зримые очертания, а в подборе актеров вас приглашают участвовать?

– Меня приглашали на кастинги. Но автор сценария, к сожалению, не решает вопрос с актёрами. Например, роль, которую играет Маша Шукшина, я писал для другой замечательной актрисы – Елены Махониной. Но продюсер решил иначе.

Городскую натуру снимали в Минске, а деревню – в его окрестностях. В Беларуси сейчас многие снимают, потому что дешевле. Режиссер рассказывал, что актрисам непросто было доить корову. Маша Шукшина имела некоторые навыки. А вот Алене Бабенко это давалось с трудом.

– В Интернете есть немало отзывов о фильмах, снятых по вашим сценариям, в том числе и об «Уходящей натуре». В большинстве своем они положительные. Но есть и негативные. Как к ним относитесь?

– Любой зритель имеет право на собственное мнение. Тем более если это хорошая, умная критика.

– От просмотра большинства российских фильмов – и уже далеко не первый год – складывается впечатление, что, поставив для себя как образец для подражания Голливуд и отторгнув достижения советского кино, нынешние наши фильмы стали какими-то промежуточными. Сейчас что-то в этом плане меняется?

– Думаю, да. И будет меняться в дальнейшем. Предпосылки для этого есть.

– Когда вы в последний раз были на своей малой родине? Тянет побывать на речке Рогозихе, в Касмалинском бору?

– С семьдесят первого года по сегодняшний день это моя постоянная мечта.

Справка
Лырчиков Николай Ильич. Окончил режиссерский факультет ВГИКа (1976 г., мастерская Е. Дзигана), сценарное отделение ВКСР (1981 г., мастерская С. Лунгина). Автор рассказов. Дебютным фильмом режиссера стала картина «Безумный день инженера Баркасова» (1982 г.). В 1980-1990 гг. создал ряд фильмов по собственным киносценариям: «Молодость» (киноальманах, выпуск 4, 1982 г.), «Мы жили по соседству» (1982 г.), «Еще люблю, еще надеюсь» (1985 г.), «Стукач» (1988 г.), «Прощение» (1992 г.), «Фиктивный брак» (1992 г.), «Очаровательные негодники» (1999 г.). Написал киносценарии к фильмам «Однолюбы» (1982 г.), «Путешествие» (2007 г.), «Аннушка» (2009 г.), «Дистанция» (2009 г.), «Одну тебя люблю» (2009 г.), «Волшебника вызывали?», «Брат и сестра», «Не кончается синее море» (2011 г.), «Третья мировая» (2013 г.), «Новая жизнь», «Куприн», «Уходящая натура».

Фоторепортаж