Тракторы производства АТЗ до сих пор служат в сельском хозяйстве

07:49, 03 сентября 2021г, Экономика 840


В августе этого года Алтайскому тракторному заводу исполнилось бы 79 лет. Но промышленного гиганта нет, а вот его детища – тракторы – до сих пор работают в некоторых хозяйствах.

Универсальный солдат

– По своим техническим характеристикам Т-4А значительно превосходил свои колесные аналоги. Трактор можно было использовать круглый год: в зимний период – для задержания и накопления снега на пашне, в весенний – для работы на переувлажненных почвах, – рассказывает начальник управления АПК Рубцовского района Василий Камышов. В 1990-х он работал инженером в сельском хозяйстве.

По словам специалиста, трактор был очень востребованным благодаря своей универсальности: на нем и пахали, и сеяли, и в качестве бульдозера использовали. На том этапе он полностью устраивал аграриев. Зарубежная техника была непонятна, да и откуда взять деньги на ее приобретение?

Недостатки у Т-4А тоже имелись и были видны аграриям невооруженным глазом.

– По ходовой он хуже своих предшественников ДТ-75 и даже ДТ-54 – прыгал на кочках и бороздах, а у тех подвеска копировала рельеф, – отмечает Василий Камышов. – Ну и комфорта никакого. Едешь по полю – вся пыль в кабине. И обогрева нормального не было, приходилось самим придумывать. Делали печку в кожухе, который пристраивали к вентилятору, чтобы теплый воздух поступал от двигателя в кабину и хоть-как-то согревал.

В двухтысячных пошла замена парка на Т-150, К-700, К-701 и т.д. Трудяга Т-4А морально устарел, да и завода не стало.

Два в одном

Тем не менее, и сегодня в отдельных хозяйствах он еще состоит на службе. Например, в СПК имени Кирова в Рубцовском районе его не списали со счетов. Конечно, в поле этот трактор уже не выходит, зато в животноводстве очень даже помогает. Как бульдозер Т-4А незаменим, считает главный агроном хозяйства Иван Глушко. Есть работа, которую не выполнит никакой колесный трактор. А этот пройдет на гусеницах практически по любой грязи. Отодвинуть снег, сено на сеновале, навоз на ферме, вычистить загон – пожалуйста.

Когда-то в колхозе их было 14, затем осталось шесть, а сегодня всего три. Запчастей на них совсем не найти. Ремонтируют по принципу: два разбирают, один собирают. Да и желающих работать на старой технике мало из-за отсутствия того самого комфорта, на который сейчас делают упор производители.

Товарищей не бросают

Впрочем, есть один энтузиаст, поклонник Т-4 – Виктор Кайгородов. Три десятка лет в хозяйстве на этом тракторе. Работу на нем он называет «отвести душу». Руководство его сильно не напрягает, понимая, что тяжело на нем управляться. Два часа – и достаточно.

Трактор в свое время собрали из нескольких, купили новый двигатель, откапиталили ходовую часть. Сколько он еще протянет? Может, и пять лет, если будет в одних руках, говорит механизатор. Этот экземпляр потому и сохранился, что о нем заботились. Хотя все равно ремонтировать приходится без конца, все сыплется. Вот и сегодня стоит без левой гусеницы. Но это словно верный конь, который служил десятки лет. Как его бросить?

На запасном пути

Не только у старшего поколения доброе отношение к этой машине.

– Когда пришел механизатором в хозяйство, мне нравилось работать на Т-4. Мы с напарником за ним хорошо смотрели, и это была безотказная машина, – рассказывает бригадир комплексной бригады Сергей Редькин. – Единственная проблема – ходовая часть. В пахоте трактор ведет себя прекрасно, а зимой по снегу сам себя разбивает. А двигатель хороший. Да, в летний период жарковато, особенно на парах. Но мы старались, когда обрабатывали их, выходить в ночь, когда прохладно. На ранневесеннем бороновании ему цены не было. Гусеница есть гусеница, в пахоте это мягкий трактор. Жалко, что развалился АТЗ. Задумки на будущее у него были хорошие.

Сейчас Т-4 безнадежно устарел, на рынке появилась совершенно другая техника. Но в СПК имени Кирова еще два стоят в резерве, чтобы в трудную минуту прийти на помощь. Старый конь, как известно, борозды не портит.

Справка

Трактор Т-4 и его модификация Т-4А – самая популярная техника у аграриев в 1970–90-х годах. Гусеничный Т-4 выпускался Алтайским тракторным заводом с 1964 года. Он стал первой собственной разработкой инженеров предприятия. Машина предназначалась специально для рисовых и хлопковых полей среднеазиатских республик. Новый трактор имел большую мощность – 110 л.с., что позволяло ускорить и удешевить производство.

Согласно заданию Министерства сельского хозяйства, Т-4 должен был положить начало целому семейству гусеничных машин. В 1966 году одна из ранних модификаций, Т-4М, была удостоена золотой медали на Международной выставке в Москве. Годом позже Алтайский завод был отмечен орденом Ленина за вклад в развитие советского машиностроения.

В 1970-х произошло техническое переоснащение завода и одновременно с этим переход на производство усовершенствованной модели Т-4А, которая впоследствии также отмечалась наградами.

Т-4А продержался на конвейере до 1998 года.

До сих пор популярен алтайский  трактор  у аграриев Оренбургской и Саратовской областей. В селе Васильевка Оренбургской области недавно открыли исторический музей сельхозтехники. Открывает экспозицию стоящий на постаменте  наш трактор Т4А.

Фото автора

Новости