IV Всероссийский молодёжный театральный фестиваль им. В. С. Золотухина: итоги

16:11, 28 сентября 2021г, Культура 641



Фото Олег БОГДАНОВ

В пятницу в Барнауле завершился IV Всероссийский молодёжный театральный фестиваль им. В. С. Золотухина.

За семь дней город увидел 12 очень разных по духу спектаклей. Гран-при жюри присудило волшебной трагедии «Мой папа – Питер Пэн» Молодёжного театра Алтая, эффектной постановке режиссера Бениамина Коца по пьесе Керен Климовски. Награды были вручены в узком кругу тех, кого это непосредственно касалось. А чуть позже на основной сцене барнаульцы увидели последний, уже гостевой спектакль фестиваля – «Горку» московского Театра на Таганке.

12 мировоззрений

Говоря об итогах фестиваля, председатель жюри – театровед, директор московского Центра им. Вс. Мейерхольда Елена Ковальская заметила: «Театр – отличный способ путешествовать не выезжая из собственного города, что особенно важно в пандемию. Это мирообъемлющее искусство, в спектакле, как в капле воды, отражается мировоззрение людей, и мы увидели на фестивале 12 очень разных мировоззрений, разных картин мира. Для меня это было как большое путешествие по стране, которое я пережила, находясь в Барнауле».

На исследователя театра, куратора фестивалей Юлию Клейман самое сильное впечатление произвели актерские индивидуальности:

– Мы видим интересных, разных людей, творчески наполненных, остроумных, и это впечатление усиливается во время разговора с ними. Наши актеры российские – фантастические, очень смелые и горящие своей профессией. Ясно, что без этого внутреннего горения и преданности они просто не могли бы этим заниматься, особенно в маленьких городах.

А критик Антон Алексеев из Красноярска считает, что наличие своего фестиваля делает лучше сам театр, а еще что фестиваль был полезен для местной публики: «Такого приема спектаклей я не встречал давно в театрах России».

«Спасибо зрителю»

Кстати, по признанию самих членов жюри, насчет Гран-при у них сомнений не было. Споры разгорелись по поводу актерских работ, поскольку в каждой номинации было несколько кандидатов. В итоге приз за лучшую женскую роль получила актриса Алтайского краевого театра драмы Елена Адушева (Мать в спектакле «И разыгрались же кони в поле…»), за лучшую мужскую – Сергей Басов. В спектакле «Смерть Тарелкина» Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан он сыграл Ивана Антоновича Расплюева.

– Это для нас не первый фестиваль, а для меня уже вторая награда за роль, – со смехом сообщил актер журналистам. – Но я, честно говоря, больше обрадовался бы награде для всего коллектива спектакля... У себя мы этот спектакль играем на малой сцене, а здесь в первый раз играли на большой и волновались, что многие моменты пропадут. Но воспринималось все хорошо – спасибо алтайской театральной публике, которая так нас принимала!

Юлия Юрьева из МТА и Виталий Шенгиреев из Няганского ТЮЗа получили дипломы за лучшую женскую и мужскую роли второго плана. Надеждой сцены объявили сразу двух молодых артистов – Владислава Гетце (Екатеринбургский ТЮЗ, роль Влада / Мишки Квакина в спектакле «Тимур и его команда») и Тамару Данилову (Софья в «Обыкновенной история» Кемеровского театра для детей и молодёжи).

За работу художника отметили спектакль «Эзоп» Альметьевского татарского государственного драматического театра, который уже в третий раз подряд участвовал в Золотухинском фестивале; за лучший актерский ансамбль – спектакль «Сейчас не до любви» Глазовского театра «Парафраз». Наконец, в номинации «Новация» наградили Челябинский «Молодёжный театр» со спектаклем «В Москву – разгонять тоску» по рассказам Николая Коляды.

Абсурдно, как в жизни

Закрывал IV Золотухинский фестиваль Театр на Таганке (нечужой для самого Валерия Золотухина) со спектаклем «Горка» по пьесе нижневартовского драматурга Алексея Житковского. Режиссер Данил Чащин барнаульским зрителям знаком по спектаклю «Интуиция» краевого театра драмы – проекту Александра Цыпкина 
и Константина Хабенского. Но если в драме его зрители сочувствовали нескладным судьбам только что умерших людей, то теперь полтора часа почти непрерывно хихикали над злоключениями провинциальной воспитательницы детского сада, явно узнавая себя и свои проблемы.

Уже в первой сцене мы видим, что Настя (Юлия Куварзина) находится на грани истерики из-за переписки в родительском чате по поводу распределения ролей на новогоднем утреннике. Дальше – больше: надо разучивать песню про эскимосов, разбираться с болеющими детьми, а в это время утренник «горит». Чтобы заведующая-мегера (ее играет актер Никита Лучихин) не лишила зарплаты, придется организовать родителей на возведение ледяной горки во дворе. Девушка и так уже ощущает свою жизнь как непрерывный подвиг, а тут еще таджикского мальчика Озода два дня не забирают домой… И тогда Настя приводит его к себе, на радость бойфренду.

При всей сюжетной бытовухе у Чащина получился спектакль-мем: на сцене суетятся люди в огромных дутых пуховиках, а по экрану за сценой бродят рисованные верблюды и олени из Настиных кошмарных снов. Поверх забора садика натянута колючая проволока, обвитая сверкающей новогодней гирляндой. Эмодзи из родительского чата «выскакивают» прямо на стену Настиной квартиры. Между главами, в которых героиня снова и снова теряет самообладание, звучит узнаваемая музыка из голливудских фильмов. И вроде бы понятно, что проблемы Насти смехотворны, но и они ведь вполне могут свести с ума. Могут, но не станут: у режиссера припасен утешительный финал о людской доброте.

Новости