Всё чёрное. На экспериментальной сцене краевого театра драмы прошла премьера

13:54, 11 февраля 2022г, Культура 1012


Всё чёрное. На экспериментальной сцене краевого театра драмы прошла премьера Фото №1
Всё чёрное. На экспериментальной сцене краевого театра драмы прошла премьера Фото №2
Всё чёрное. На экспериментальной сцене краевого театра драмы прошла премьера Фото №3
Всё чёрное. На экспериментальной сцене краевого театра драмы прошла премьера Миниатюра №4
Всё чёрное. На экспериментальной сцене краевого театра драмы прошла премьера Миниатюра №4
Всё чёрное. На экспериментальной сцене краевого театра драмы прошла премьера Миниатюра №4

Фото Евгений НАЛИМОВ

На экспериментальной сцене краевого театра драмы им. В.М. Шукшина прошли премьерные показы спектакля «Дни нашей жизни» по пьесе Леонида Андреева.

Режиссер из Санкт-Петербурга Дмитрий Огородников с андреевским текстом обошелся вольно, увидев в сюжете абсолютно вневременную историю об одиночестве и невозможности любви и счастья. А художница по костюмам Ульяна Глумова одела немногочисленных персонажей драмы во все черное.

Вообще-то, у первой в 2022 году премьеры длинный исторический шлейф, но едва ли что-то в художественном оформлении спектакля может на него намекнуть. Дело в том, что эскиз этого спектакля Дмитрий Огородников создал прошлым летом в рамках творческой лаборатории «Про100ры истории», посвященной вековому юбилею театра. Тогда в краевой драме решили вновь обратиться к пьесам, которые шли на ее сцене ровно 100 лет назад, в первом сезоне Гостеатра Барнаула 1921–1922 годов. Идея, казавшаяся экстравагантной (что только не шло на театральных сценах в то странное время!) принесла неожиданные плоды, и вскоре должна последовать еще одна «лабораторная» премьера по совсем уж экзотическому материалу – пьесе «Трильби» в постановке Галины Зальцман.

Вторая половина

Черный – это не только траур и беспросветность, но еще и эстетика гламура. Взорам зрителей предстает пустое темное пространство экспериментальной сцены и три экрана. На центральном – полный символизма черно-белый снимок известного фэшн-фотографа ХХ века Хельмута Ньютона: огромный крокодил, из пасти которого торчит обнаженная нижняя половина женского тела. На боковых экранах сменяют друг друга стильные черно-белые журнальные фотографии.

В это монохромное пространство входит актриса Анна Бекчанова в черном, приветствует зрителей и рассказывает им свою историю – историю юной содержанки Ольги, или Оль-Оль, полюбившей когда-то бедного студента Николая Глуховцева, который так и не смог простить ей ее способ заработка. Рассказывать о таком тяжело, обрывки воспоминаний накатывают волнами, и героиня произносит как молитву их взаимные признания в любви.

А дальше черный пол сцены расчертят белыми меловыми линиями, обозначив границы грязноватых комнат обычного московского доходного дома конца XIX века, внесут стулья и в этих скромных декорациях разыграют гибель невозможных отношений. А вместо многочисленных романсов, исполняемых героями пьесы, будут читать нараспев строки из песен рок-группы «Агата Кристи».

Эмоциональный центр

Взявшись за пьесу 1908 года, Дмитрий Огородников оставил от нее лишь вторую половину, выбросив именно те моменты, когда Николай (его играет Геннадий Тихонов) и Оль-Оль были счастливы, гуляли с друзьями на Воробьёвых горах и любовались оттуда крошечной далекой Москвой. Вместе с ними он убрал и большинство примет полуголодного существования героев, не могущих найти работу. Обстоятельства жизни Ольги и ее матери Евдокии Антоновны (Галина Зорина) объясняются почти скороговоркой: отец-военный умер, ничего не оставив, а его вдова получает пенсию в восемь рублей и сама подыскивает дочери клиентов. Клиенты – военный доктор и пьяный офицер – не просто один другого отвратительнее, так еще и норовят недоплатить. Но при этом не стесняются вслух сочувствовать «хорошей девчонке», которую они покупают, по поводу ее дрянной мамаши.

О мамаше хочется говорить отдельно – кажется, таких интересных ролей, рассчитанных на широкий актерский диапазон, у Галины Зориной не было давно. Сперва мы видим Евдокию Антоновну властной, грубой, пугающе громогласной женщиной, отправляющей на панель родную дочь. Она противно жеманничает с клиентами, торгуется, пьет. Напившись, превращается в бессмысленную хохотушку, поедающую конфеты в пьяной компании, а в конце вдруг разражается почти детским горьким плачем о своей невозможной и беспросветной жизни – и мы против воли почти жалеем ее.

Строго говоря, спектакль устроен так, что распадается на отдельные актерские выходы, и отметить тут можно каждого: и чопорного врача Эдуарда в исполнении Александра Шубина, который, придирчиво осмотрев грязноватые ноготочки своей подруги на вечер, уверяет ее, что «очень-очень умеет резвиться». И офицерика из провинции (Дмитрий Чижук) с аксельбантом прямо на черном пальто, который шатается и пронзительно голосит: «Ма-ма-ша, это неприемлемо», отчитывая старую сводню за бегство ее дочери. И эпизодическую горничную Аннушку (Анна Кушнир), не скрывающую брезгливости к обитателям комнат. Но эмоциональный центр, без сомнения, принадлежит Анне Бекчановой, которая играет свои воспоминания, все еще болезненные, но отделенные временной дистанцией, а главное тем, что она больше не та испуганная девочка. И почему-то кажется, что эта жуткая жизнь все же осталась для нее позади.

Новости партнеров
Фоторепортаж