По аппарели, как по трапу

В понедельник, 8 июля, в Барнауле запустили первый в городе и в Алтайском крае троллейбус для инвалидов

00:00, 10 июля 2013г, Общество 1435


По аппарели, как по трапу Фото №1

Правда, к назначенному часу в краевом центре разразилась гроза, но и сквозь потоки воды на конечной остановке у железнодорожного вокзала мы без труда узнали новичка – сине-жёлтый троллейбус с прямоугольными контурами кузова и огромными стёклами, особенно в водительской кабине. Три его двери были распахнуты, а из средней на тротуар перекинут трап, по которому, шлёпая по лужам, вбежали несколько человек.

Троллейбус в бурных потоках воды, струящейся по асфальту, и впрямь напоминал плывущий корабль. Хотя откидную площадку, которую мы сначала приняли за трап, правильно называть аппарелью. Она позволяет пассажирам с ограниченными возможностями, а также мамам с колясками заезжать в салон быстро и беспрепятственно. В середине его специально устроена свободная парковочная площадка, где могут одновременно разместиться три пассажира в колясках. Для них предусмотрены специальные ремни безопасности, которые закрепляют коляску во время движения. Окна на площадке опущены до самого пола салона, создавая сплошное остекление, что обеспечивает хороший обзор местности во время движения пассажирам в инвалидных креслах и детям в колясках.

Первой пассажиркой в коляске в этот день стала четырёхлетняя Настя Макарьева, которую сопровождали мама и бабушка. Девочка родилась недоношенной, диагноз – ДЦП, поэтому самостоятельно ходить не может, её приходится возить на коляске. Мама Оксана рассказывает:

- Мы постоянно ездим по городу на общественном транспорте. Два раза в неделю то на массаж, то к врачам Но до этого пользовались только специальными автобусами с низкой платформой. В троллейбус нам было неудобно подниматься с коляской по ступенькам. Сегодня впервые Настя едет в таком просторном и комфортном вагоне на электрической тяге. Ей очень нравится.

Новую машину доверили опытному водителю Сергею Тену, проработавшему в троллейбусном предприятии три десятка лет. Он – один из лучших специалистов «Горэлектротранса», за безаварийную работу награждён специальным золотым знаком Министерства транспорта первой степени. В первый рейс от железнодорожного до речного вокзала Сергей отправился с кондуктором Ольгой Беловой, с которой работает четыре года.

А вообще троллейбус будет ходить по маршруту № 1, ездить на нем могут все пассажиры. Откидная аппарель для беспрепятственного въезда в салон колясочников удобна и для посадки в троллейбус людей, которые передвигаются с тростью или на костылях, а также для пассажиров с групногабаритным багажом.

Руководитель предприятия «Горэлектротранс» Александр Семыкин на ходу даёт пояснения журналистам:

- Низкопольный троллейбус «Авангард», детище предприятия «Транс-Альфа» из города Вологды, первый в нашем автопарке. До этого мы закупали машины в Уфе, Белоруссии, последние – в Новосибирске. Троллейбусы марки «Авангард» эксплуатируются в основном в Санкт-Петербурге и некоторых других городах. Мы долго изучали технические характеристики подобных вагонов разных производителей и остановились на вологодской модели. Троллейбус приобретен в рамках краевой программы «Доступная среда», утвержденной губернатором на 2012-2015 годы. Городскому бюджету он обошёлся в 7 миллионов 900 тысяч рублей вместе с пусковыми работами на месте, техническим обслуживанием и транспортными расходами (его доставили на железнодорожной платформе, плотно упакованным толстой пористой резиной, защищающей большие окна). Чтобы распаковать и навести глянец на кузов после следов чёрной резины, потребовалась неделя.

Александр Семыкин особо подчеркнул, что троллейбус оснащён всеми электронными начинками. У водителя в кабине – современный дисплей, в салоне продумано равномерное освещение из двух сплошных линий, установлено информационное табло с бегущей строкой, рассказывающей о передвижении по маршруту. Энергосберегающая технология позволяет меньше расходовать электричества, а четыре печи в салоне зимой поддержат в нём комфортную температуру. Салон рассчитан на 105 мест, из них 26 сидячих. В Барнауле есть один низкопольный автобус белорусского производства, но вологодский троллейбус более современный и удобный.

Если всё пойдет, как задумано по программе, то до конца года «Горэлектротранс» приобретет ещё три таких троллейбуса. Что касается маршрута
№ 1, по которому будет курсировать новый троллейбус, то он был выбран исходя из основного потока пассажиров. У диспетчера предприятия по телефону 46-99-79 легко узнать, к какому времени троллейбус для колясочников подойдет к конкретной остановке. То же самое можно сделать через Интернет в режиме онлайн, где постоянно публикуется трафик движения всего транспорта в Барнауле. Троллейбус для колясочников там будет помечен особым знаком, чтобы люди с ограниченными возможностями не томились долго на остановке.

Начальник отдела по социальной работе Главалтайсоцзащиты Владимир Белошапкин считает, что городу требуется около 20 таких троллейбусов, чтобы у инвалидов-колясочников не возникало проблем с поездками по городу в любом направлении. Кроме того, на каждом городском маршруте должны курсировать такие же низкопольные трамваи, автобусы и даже такси. При распределении маршрутов среди перевозчиков обязательным условием ставится приобретение хотя бы одного автобуса для перевозки колясочников. Несколько таких автобусов уже ездят в краевой столице.

 


Как сообщили в управлении по социальной защите населения, сегодня в Алтайском крае инвалидность имеют 215 тысяч жителей, то есть девять процентов от общей численности населения. Среди них около 9 тысяч детей. Почти 20 тысяч человек имеют нарушение зрения, слуха или опорно-двигательного аппарата. Именно для них разработана краевая программа «Доступная среда», в которой участвуют шесть краевых управлений, общественность и сами люди с ограниченными возможностями. Для этого сначала была оценена доступность для них объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, созданы специальные карты, где отмечены социально значимые организации: центры соцпомощи, больницы, культурно-досуговые центры, спорткомплексы и так далее. Вместе с тем совершенствуется система реабилитации инвалидов, продолжается работа по повышению эффективности реабилитационных услуг и обеспечению равного доступа к ним каждого человека.

Фоторепортаж