«Убирать хлеб надо уже с середины лета», –

считает глава крестьянского хозяйства Александр Гуков

00:00, 17 сентября 2013г, Экономика 4359


«Убирать хлеб надо уже  с середины лета», – Фото №1

Один из многочисленных гостей, побывав в хозяйстве Александра Гукова, сказал, чтобы получать в степи такие урожаи, нужна ювелирная точность.

В этом году большинство хозяйств Западной Кулунды позже обычного начали жатву. Хлеб у них не созрел. А в крестьянском хозяйстве Александра Гукова в Ключевском районе страда уже в августе была в полном разгаре. К середине первой декады сентября было убрано 60 процентов зерновых. Урожайность в среднем более 20 центнеров.

А к началу второй убрано 80 процентов зерновых. Урожай скошен и обмолочен на 6013 гектарах. Валовой сбор более 132 тысяч центнеров. Урожайность 22 центнера. Просо на 700 гектарах дало по 31 центнеру.

Не ждать у моря погоды

– Можно просидеть до октября, ожидая, когда же созреет урожай, да непогода не позволит убрать его, – делится своими наблюдениями Гуков. – Мы в день возим по 600 тонн, пришлось даже арендовать «КамАЗы» у элеватора, в одном из хозяйств попросили комбайны. Перед началом посевной прикинули: если пшеница в прошлом году была дорогая, значит, и в начале этого года цена будет та же. Поэтому 25 апреля засеяли 700 гектаров. Урожай – 15 центнеров, но зато продали 1000 тонн по 7700 рублей за тонну. Выручил высокоурожайный и раннеспелый сорт Алтайская-70. Потом пошли ячмень, овес, среднеспелая и позднеспелая пшеница. Благодаря этому зарплату коллективу выдали, налоги вовремя платим, кредиты гасим, расходные материалы покупаем.

– Получается своего рода конвейер?

- Именно.

Новое – это хорошо забытое старое

– В любом хозяйстве должен быть определенный набор культур. Пшеницу надо убирать с 15-20 июля. А заканчивать уборку в самом худшем случае 15 сентября, после чего переходить на подсолнечник. Его надо за месяц убрать. У нас для этого подобраны сорта и гибриды с разными сроками созревания.

Есть три высокопроизводительные жатки «Макдон». Ими косить мы начинаем в фазе восковой спелости. Почему? Старшее поколение, наверное, помнит ипатовский метод, который в советское время широко пропагандировался в стране. Суть его в том, что все комбайны ставили на косовицу и косили они хлеб именно в фазе восковой спелости. Что это давало? Пшеница в валках дозревает недели две и, даже попав под дождь, не прорастает, потому что зерно у нее для этого еще не спелое. Косить ее надо, когда стебель еще зеленый. Но клейковина 30 процентов, стекловидность хорошая. И пусть урожай на полцентнера ниже, зато потерь нет. При другом раскладе, когда косить начинают в фазе полной спелости, потери до 30 процентов. Зерно рекой течет с колоса на землю. Мы такого не допускаем. Вот поэтому и урожайность выше 20 центнеров. Наши комбайны сейчас перебросили уже на просо. Оно дает порядка 30 центнеров с гектара. Овес тоже под 30. Главный агроном Александр Сапрыкин четыре года назад приехал в хозяйство из Топчихинского района. Он говорит, что только тут понял, как надо убирать.

По заветам Ивана Худенко

Но главное в этом конвейере – человек. Оплата труда у нас прогрессивная. За второй и третий рейсы, например, у водителей она выше на 25 и 50 процентов, чем за первый. Так что они делают в день по три рейса. А это сотни километров с грузом и без него. Тяжелый труд. И комбайнеры в день по 900 центнеров зерна намолачивают. Ход страды отражается в сводках, где зафиксированы показатели всех участников страды. Доброе слово в адрес человека стимулирует его труд. Иного передовика после похвалы с поля не выгонишь.

И оплата труда специалистов привязана к заработку механизаторов. У главного агронома коэффициент 1,2, у агронома отделения – 1,1, у механика и бригадира -1. 

Могущество государства – крестьянину

Об особенностях нынешней страды с Александром Васильевичем разговариваем в его кабинете. За окном гудит мехток, натужно трудятся самосвалы, погрузчики, очистительные машины. С поля ритмично прибывают «КамАЗы» с прицепами. Разговор прерывается либо телефонными звонками, либо людьми. Глава хозяйства успевает разобраться со всеми вопросами. Он в курсе всех событий. 

– Помогает система ГЛОНАСС, – говорит Гуков. – С ее помощью, например, легко контролировать работу транспорта и дисциплину поддерживать. Бывает, что водитель задержался в пути, сразу возникает вопрос: почему? 

– Третий важный момент – применение гербицидов, десикация посевов, – продолжает прерванный звонком разговор Александр Гуков. – 80 процентов зерновых культур у нас обработаны гербицидами. Поэтому поля чистые и урожай созревает на них быстрее и дружнее. А там, где сорные поля да еще и дожди, культура стоит долго зеленая. Такие поля мы обработали десикантами и убрали. Влажность зерна при этом была в норме, подрабатываем его на семена. Наше хозяйство семеноводческое, и поэтому мы можем себе позволить применение таких препаратов.

Такой же конвейер у нас и на подсолнечнике. Есть сорта Енисей и Лакомка, а также гибриды. Первым подходит Енисей, потом гибридный подсолнечник, затем Лакомка. И хотя больше денег нам дает Лакомка, мы, чтобы раньше начать уборку, размножаем скороспелый сорт Енисей. Сеем его элиту и суперэлиту. Через неделю начнем убирать такой подсолнечник.

Производить то, что выгоднее

Надо сказать, что цены меняются ежегодно. При этом прослеживается падение доходности подсолнечника. Пшеница с гектара дает выручку 12 тысяч рублей, а подсолнечник – 10. Даже чечевица больше его – 16,5. Но с пшеницей хлопот меньше: посеял, убрал. А подсолнечник надо еще и культивировать. И с продажами множество проблем. Сегодня крупный подсолнечник должен стоить 55 рублей за килограмм, без НДС – 50. Масличный -20.

В следующем году мы на полторы тысячи гектаров уменьшим посевы подсолнечника. Переработчики понастроили мощных заводов, а договоры с нами заключать не торопятся. Взять наш урожай пытаются по дешевке. А у нас затраты на производство растут. И поэтому раз нет достойной цены, мы мелкий подсолнечник сеять не будем.

Другая неопределенность – договоров на приобретение семян с хозяйствами нет. Вот и ломаем голову, что производить и в каком объеме. На Западе, например, запрещено засевать поля своими семенами. Брать их разрешено только у специализирующихся на производстве семян фирм. А у нас порядка в этом деле нет. Дойдет до того, что семеноводческие хозяйства откажутся производить семена.

Мы в этом году получили два вагона азотных удобрений. Вносили их под просо и овес, которые очень отзывчивы на подкормку. Посевных комплексов у нас нет, но техники хватает, чтобы посеять все в лучшие агротехнические сроки.

Уйти из кредитного рабства

– А для уборки намерены приобрести высокопроизводительные комбайны?

– Нет, у нас главная задача – уйти от кредитного рабства, и тогда сможем всегда продавать свою продукцию, когда на рынке сложится самая высокая цена. Мы знаем, как вырастить большой урожай, и умеем это делать. Но главное – нам сегодня удается вовремя выйти со своей продукцией на рынок. Для этого есть прекрасные сорта пшеницы. Взять Алтайскую-70. Она при сверхраннем севе уже в июле готова к уборке.

И мы сами можем часть выращенного урожая переработать в крупы, макаронные изделия. Коллектив у нас молодой, работоспособный. Есть и опытные кадры. Сильна агрономическая служба. Наверное, потому, что сам я 15 лет проработал в хозяйстве главным агрономом и умею ценить классных специалистов. Главный агроном Александр Николаевич Сапрыкин хоть и недавно в хозяйстве, но посмотрите, какие урожаи выращивает! Поезжайте в поле – он покажет наше просо. А механизаторы есть и заслуженные, и отмеченные краевыми и федеральными наградами. Двое среди них – с высшим образованием. Андрей Васильевич Черненко работал главным инженером в одном из хозяйств. И не вина его, что хозяйство обанкротилось. Он может работать на любой технике. Один из лидеров по намолоту зерна.

Ришат Мусин пришел к нам после аграрного университета. Взяли на инженерную должность. А потом он с отцом Анваром Ибраевичем, который работает в хозяйстве агрономом отделения, стали просить, чтобы я перевел Ришата в механизаторы. «Надо инженерную науку начинать с азов, с гаек», – решили вместе. Второй год он работает механизатором, раз пять был на разных курсах повышения квалификации, изучал энерго- и ресурсосберегающие технологии, организацию международных перевозок. В общем, растет молодой руководитель.

Ювелирная работа

На полях Родинского района сосредоточен весь уборочный конвейер Гукова: комбайны «Дон», «Палессе», «Мега Класс», сюда летят по асфальту «КамАЗы» с прицепами. У комбайнов – известные в крае механизаторы. Вот Андрей Черненко. До армии окончил Ключевское профтехучилище, после армии – аграрный университет.

– Я бы и сегодня еще поучился, – говорит он.

– Чему?

– Работать на новой технике. Пока знакомлюсь с ней заочно, по Интернету.

Александр Затынайченко работает на «Палессе», но присматривается к «Мега Класс». Тот помощнее «Беларуса» будет.

Главный агроном Александр Сапрыкин не может налюбоваться на просо.

– Видели ли когда-нибудь такое в Топчихинском районе? – спрашиваю его.

– Нет, – рассказывает он. – Хотя там и земли получше, и осадков больше, есть хорошие, крепкие хозяйства… Но когда сюда приехал, очень был удивлен. Я давно знаю эти места. Учился в Славгороде в сельхозтехникуме. Видел, что получают здесь пшеницы по 5-7 центнеров с гектара. А когда весной выехали в поле, то просто не мог поверить: будылья подсолнечника – как черенки у лопаты. «Какой же был тут урожай?!» – думаю. Потом и другие поля увидел. За такие результаты Александру Васильевичу Гукову в былое время уже Героя Труда бы присвоили.

Справка «АП»

Такие коэффициенты вводил еще в 60-70-е годы известный экономист Иван Худенко. Созданная им система подрядного хозрасчета была признана американскими учеными-экономистами после его смерти просто фантастической. Она позволила ему увеличить производительность труда в сельском хозяйстве в 20 раз. Соответственно, и зарплата механизатора в хозяйстве Ивана Никифоровича была в 3-4 раза выше, чем в среднем по стране.

Основоположник космонавтики Константин Циолковский считал, что освоение космоса даст человечеству бездну могущества. Сегодня наше государство делится этим могуществом с крестьянином. С помощью космических технологий оно само может контролировать использование земель в сельском хозяйстве, и не только. 

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж