"РАСТУ ВМЕСТЕ С УЧЕНИКАМИ"

00:00, 13 апреля 2010г, Общество 1660


"РАСТУ ВМЕСТЕ С УЧЕНИКАМИ" Фото №1

Так говорит Тамара Золотухина, которая почти четверть века преподает русский язык и литературу в средней школе села Ребриха. За это время талантливый педагог подготовила к взрослой жизни больше тысячи воспитанников.

По наследству

Биография Золотухиной мало чем отличается от судьбы многих ее сверстниц из сельской глубинки. Разве что особым стремлением состояться в жизни и осознанным выбором профессии. Она с детства решила для себя, что будет учителем. И обязательно – сельским. Как ее тетя и дедушка, отдавшие многие годы особо почитаемой на деревне профессии.

По словам Надежды Шрейдер, директора школы, Золотухину отличают креативность, повышенная восприимчивость ко всему новому. Она быстро освоила интерактивную доску, компьютерные обучающие программы, обладает особым подходом к детям. В результате на ее уроках устанавливается удивительная атмосфера сотворчества, способствующая глубокому усвоению материала. Как результат, в прошлом году из двадцати выпускников Золотухиной девятнадцать (!) поступили и успешно учатся в высших учебных заведениях, включая столичные.

Научить детей учиться

В средней школе районного центра Ребриха большая перемена. С Тамарой Золотухиной поднимаемся на третий этаж, в кабинет русского языка и литературы. Вижу интерактивную доску, современный компьютер, множество DVD-дисков, проектор, другое мультимедийное оборудование, стопки учебников и словарей. Их не менее двух десятков: этимологические, фразеологические, орфоэпические, грамматические, новейших и старых слов. На стенах портреты Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Грибоедова. Все здесь располагает к приобретению знаний.

– Что вы вкладываете в понятие "дать знания высокого качества"? – задаю первый вопрос собеседнице.

– Очень многое. Начиная с правильного произношения. Вольницу с ударениями не принимаю. Такое же отношение к слову стараюсь привить детям. Через работу со словарями и общение на правильном, литературном языке.

Или термин "научить". Понимаю его так: научить детей учиться. Учиться добывать знания и применять их в будущем в любой области. Такой подход объективно привел меня к изменению системы оценки деятельности ученика на уроке. Она сейчас зависит не от того, сделал ребенок ошибку или нет. Главное, смог ли он найти ошибку, которую допустил? Как объяснил ее и как сам понял, в каком направлении надо двигаться, чтобы оплошность не повторить? И если ученики сами находят ошибку, отрицательную оценку я, как правило, не ставлю.

Применительно к литературе такой системой пользуюсь при оценке знаний детьми художественных произведений. Дети имеют возможность формулировать собственное мнение о достоинствах и недостатках как произведения, так и отдельных персонажей. И не беда, если подросток нечетко формулирует мысль. Лишь бы не боялся ее высказать.

– А если мнение ученика расходится с вашим представлением о героях и книге в целом?

– Очень хорошо! Потому что это дает мне возможность понять, что у ребенка есть собственная позиция! Вот это и оценивается. Конечно, позиции стараюсь сблизить. Сообразуясь с общепринятыми критериями художественной ценности. Такую совместную с учениками работу можно назвать сотворчеством. Мы совместно добываем знания. И это, по моему убеждению, только повышает качество образования.

– Тамара Владимировна, а не слишком ли вы высокую планку установили? Вашим ученикам такие требования могут оказаться просто не по плечу.

– Сомнения были. И я шла к этому постепенно. За те годы, что работаю в школе, произошли большие перемены в обществе, системе образования. Детей это не могло не коснуться. Они у нас сейчас "продвинутее" многих взрослых, легко работают с Интернетом. Выуживают оттуда массу всевозможной информации, расширяя кругозор. И порой задают вопросы, на которые мне без дополнительной подготовки трудно ответить. Постоянно совершенствую методику, расту вместе с учениками.

– Какие из методических новинок можете назвать?

– В нашей школе их немало. Метод проектирования, например. Смысл его в том, чтобы вовлечь детей в поисковую, исследовательскую деятельность. Ученики работают как по индивидуальным планам, так и в группах. Результаты выносятся на коллективное обсуждение, получают оценку педагогов.

Первый опыт проектирования у меня был с одиннадцатиклассниками. В романе Михаила Шолохова "Тихий Дон" исследовались женские образы, проводились параллели с героинями из современных произведений. Очень любопытный и поучительный получился разговор! А вот в этом году у нас другой большой проект – "Родная природа в произведениях русских поэтов- классиков".

На стыке эпох

Заключительная часть разговора вышла за рамки учебной программы.

– Вам довелось учительствовать, если можно так сказать, на стыке эпох. Когда разрушались любые стереотипы, в том числе образовательные. Для примера возьмем еще один роман Михаила Шолохова – "Поднятую целину". Когда мы учились в школе, были одни оценки коллективизации, сути конфликта, поступков героев. Сейчас другие?

– Совершенно верно. Начнем с того, что современная школа либо вовсе не берет для изучения названный вами роман, либо дает его только в обзорном плане. Причем от идеологии абстрагируется, а художественную ценность произведения подчеркивает. Я же еще приглашаю ребят посмотреть на "Поднятую целину" как на часть нашей истории. А на героев - как на максималистов, готовых пожертвовать всем, даже жизнью, ради идеи. Дети удивляются: неужели это правда? И я объясняю, что такие люди не только были, они и сегодня есть среди нас. Только обстоятельства другие. Так приходит понимание преемственности поколений и связи времен. Это очень важно.

– Что вы ждете от Года учителя?

– Хочется, чтобы и дальше росли значимость и престиж учительской профессии, настоящего образования. Инструментов для достижения этой цели у государства немало: финансовых, организационных, идеологических. Одно могу утверждать точно: телесериал "Школа" авторитета учительству не добавит.

Вопрос ребром

– Тамара Владимировна, современный учитель в вашем понимании это …

– … Это человек, который любит детей, постоянно учится, ни в коем случае не останавливается в росте и не удовлетворяется достигнутым результатом. Иначе он перестает быть учителем.

Александр СОКОЛОВ

Новости партнеров
Фоторепортаж