В школе - как дома

00:00, 09 февраля 2012г, Общество 2192


В школе - как дома Фото №1

На примере мамонтовской средней общеобразовательной школы № 1 промежуточные итоги комплексного проекта модернизации образования особенно заметны. Она большая даже по городским меркам – 112 педагогов, в 42 классах учатся 970 детей. Причем, будучи базовой, школа принимает не только ребятишек из соседних сел, но даже из Романовского района. На открытку она в отличие от учебных заведений, построенных в последние годы, конечно, не похожа: зданию около сорока лет, оно нуждается в замене окон и ряде других преобразований, однако работа в этом направлении не останавливается. «За последние 5 лет в нашей школе было сделано столько, сколько мы не видели за предыдущие пятнадцать», – признается директор Александр Вастьянов.

Первое, что нам с гордостью демонстрируют педагоги, – центр психологического консультирования. Руководитель центра Елена Усольцева говорит, что в таком виде – с большими удобными креслами, коврами, зонами для индивидуальной и групповой работы – кабинет существует уже два года.

– Немногие психологи в крае могут похвастаться таким центром: 60 квадратных метров полностью соответствуют всем нормам и стандартам. Тут можно создать и очень камерную среду, и спокойно разместить класс в 30 человек, – объясняет Елена Викторовна.

Создание центра – ее инициатива, всецело поддержанная администрацией школы. Впрочем, его преимуществами сейчас пользуются не только дети, но и учителя и даже родители.

За последнее время в мамонтовской школе полностью обновилось оборудование в столовой (чтобы накормить тысячу человек, необходимы особые условия!), есть медицинский и стоматологический кабинеты, тренажерный зал. И все уже, кажется, привыкли к трем компьютерным классам, интерактивным доскам, которые почти вытеснили традиционные, электронным дневникам и дистанционной работе с детьми.

– Например, в нынешние морозы дистанционные технологии позволяют учителям проверять домашнее задание у детей, которых в школу не отпустили родители, и консультировать их по Интернету. Это актуально, учитывая, что некоторые ученики ездят из других сел за несколько километров, – говорит Александр Вастьянов.

К полученным средствам в мамонтовской школе № 1 относятся рачительно. Например, для первоклашек в соответствии с новыми санитарными правилами и нормами купили совершенно новые специальные парты, но в других случаях достаточно бывает просто заменить старые столешницы. Получается в несколько раз дешевле.

А библиотекарь Ольга Штерцер каждый год проводит десятки мероприятий, чтобы восполнить нехватку художественной литературы и заодно привлечь школьников к чтению:

– Я не согласна с теми, кто говорит, что дети сегодня не хотят читать. Хотят, но современную литературу, которой у нас, к сожалению, недостаточно. Так что акция «Подари любимую книгу библиотеке» прошла успешно, дети действительно приносят то, что с удовольствием читают сами. Обязательно подписывают: «В подарок библиотеке от такого-то», а потом спрашивают, кто брал почитать их книги. Оказалось, что для них это очень важно.

Прозрачно

Масштабные финансовые вложения в оснащение школа старается оправдывать. В прошлом году 62 выпускника сдавали ЕГЭ и результаты оказались выше, чем в среднем по краю. Мало того, одной выпускнице удалось набрать 98 баллов по русскому языку. Учителя отчасти соглашаются с критикой такой формы проверки знаний, но настаивают: для сельских детей ЕГЭ действительно хорошая возможность поступать в вузы практически всей страны, другое дело, что экзамен необходимо совершенствовать.

Учитель русского языка и литературы Ольга Крутилина, выпускница которой отличилась прошлой весной на ЕГЭ, говорит, что с учетом всех технических новшеств работать стало интереснее и учителям, и детям. А высокие учебные результаты теперь ведут к повышению учительской зарплаты (максимальная составляет около 30 тысяч да и средняя тоже существенно выше краевого показателя – больше 17 тысяч рублей).

Процедуру распределения стимулирующей части оплаты труда в школе постарались сделать максимально прозрачной и справедливой. Если краевое управление по образованию и делам молодежи рекомендовало учебным заведениям доплачивать молодым педагогам в течение первых трех лет работы в школе, пока они не получают надбавок за стаж, то мамонтовцы эту систему слегка усовершенствовали. Так, в первый год работы молодой учитель здесь получает 30-процентную надбавку, со второго года (когда он уже с первыми результатами может претендовать на стимулирующую выплату) доплата составляет 20% и на третий год – всего 10%. И «стажисты» не в обиде, и у начинающих педагогов есть стимул развиваться.

Наука виртуальная и реальная

В кабинете химии идет лабораторная работа, ученики 11 «Б» получают, как шутят педагоги, «мирный водород».

– Я работаю учителем химии с 1989 года, а в этом году мне предоставили почетное право быть классным руководителем у будущих выпускников, – говорит Светлана Евтушенко. – Мы, конечно, всегда старались дать детям качественное образование, но сейчас это гораздо проще. В моем кабинете, например, появился безопасный вытяжной шкаф, к каждой парте подведены вода, слив и электричество.

Дети радуют, говорит Светлана Павловна, многие выбирают естественные науки, хорошо сдают ЕГЭ и поступают в вузы на бюджетные места. «Не побоюсь похвастаться, четыре года назад одна моя выпускница выдержала жесточайший конкурс и заняла одно из 12 бюджетных мест в медицинском университете! Уверена, она станет прекрасным стоматологом», – говорит педагог.

В это время на уроке биологии дети под руководством Светланы Мителевой изучают растительные клетки. На каждой парте – новые микроскопы и микропрепараты, однако лабораторную можно было бы провести, пользуясь одной только интерактивной доской: комплект соответствующих программ называется «виртуальная лаборатория». Такие, кстати, собираются закупать для совсем крошечных малокомплектных школ, чтобы даже при отсутствии электронных микроскопов учебный процесс не терял наглядности.

А на экскурсии в кабинет математики выяснилось, что доказательство теоремы Пифагора благодаря интерактивной доске и вовсе превращается в аттракцион с летающими катетами и квадратами. Стоит ли удивляться, что школьникам это интереснее, чем возня с мелом и линейками?

В 2012 году

Комплекс мер по модернизации образования был утвержден постановлением губернатора в июне 2011 года, согласован с Министерством образования и науки и даже признан образцовым. Полмиллиарда рублей, которые были выделены краю из федерального бюджета, постарались сразу отправить на места. Для каждого типа школ были выработаны рекомендации по расходованию средств, хотя практика КПМО уже научила директоров работать с поставщиками на конкурсной основе.

В 2012 году сумма субвенции для края увеличена втрое – 1 млрд. 577 млн. руб. Новый комплекс модернизационных мер начальник краевого управления по образованию и делам молодежи вице-губернатор Юрий Денисов в конце января защищал в Минобрнауки РФ, и доклад был отмечен как «уникальный по некоторым направлениям». Так, в школы по-прежнему будут поставляться лабораторное оборудование и ПервоРоботы, микроскопы, комплекты электронных образовательных ресурсов по всем предметам.

Впервые появилась строка «Спортивное оборудование» (на гимнастические снаряды, волейбольные стойки и многое другое будет потрачено около 70 млн. руб.). Предполагается покупка веб-камер и других средств контроля за проведением ЕГЭ. Продолжится покупка школьных автобусов и замена тех, что уже отслужили 5 лет. Более полумиллиарда рублей потратят на повышение энергоэффективности (ремонт кровли, установку пластиковых окон, замену систем отопления).

Авторы проекта собираются сделать акцент на содержании образования. Если проблема учителей-пенсионеров в крае стоит менее остро, чем в целом по России, то над привлечением и закреплением в школе молодых еще собираются работать. И, наконец, 40 млн. руб. будет потрачено на повышение квалификации педагогов: курсы станут продолжительнее и каждый учитель пройдет стажировку на базе лучших школ края.

Фоторепортаж