История – это очень современно

Победителем главного краевого профессионального конкурса стала учитель истории Наталья Авилова

00:00, 20 марта 2012г, Общество 1790



Фото Наталья ТЕПЛЯКОВА

В минувшую пятницу в зале краевой филармонии состоялось чествование лучших педагогов края, принявших участие в очном этапе конкурса «Учитель года Алтая-2012». 24 человека, среди которых по большому счету не было проигравших, принимали поздравления от организаторов конкурса, коллег, многочисленных спонсоров, представителей краевой администрации, АКЗС и ведущих вузов, а также почетных гостей из Москвы – Ирины Димовой, заместителя редактора «Учительской газеты», и директора центра образования № 109 Евгения Ямбурга.

Атмосфера церемонии была удивительно теплой, и, поддавшись общему настроению, почти каждый, кто поднимался на сцену, обязательно хвастался принадлежностью (пусть даже косвенной) к учительским династиям. Вспоминали в этот вечер и любимых учителей. Так, одна из пяти финалисток конкурса Юлия Леушина, учитель математики волчихинской средней школы № 1, рассказывая корреспондентам «АП» о том, что заставило ее выбрать профессию, поведала о педагоге, который на нее повлиял.

– Какое-то время мы с семьей жили в Иркутской области, в Ангарске, где до сих пор продолжает работать Наталья Валентиновна Ходюшева. Это тот учитель, который сыграл решающую роль в моем выборе. И не только в моем: так получилось, что восемь выпускников из нашего класса поступили в педагогический на математику!

Сама Юлия Петровна представляла на конкурсе методику, связанную с практико-ориентированными задачами.

– Идея в том, чтобы не просто привить детям навыки вычисления, но научить применять их на практике, – объясняет педагог. – Пример? Можно посчитать, какая будет экономия, если поставить дома разнотарифные счетчики, которые днем считают по одному тарифу, а ночью - по другому, или как сэкономить на скидках в магазинах.

Самым сложным заданием для молодой учительницы (как, похоже, и для всех финалисток) стал урок со взрослыми в последний день конкурса, по сравнению с которым все остальное оказалось не таким уж страшным.

Большая сила

На церемонию были приглашены не только организаторы самых первых конкурсов «Учитель года Алтая», но и все победители начиная с 1991 года.

Самый первый «Учитель года», а ныне директор барнаульского спортивного комплекса «Победа» Константин Березиков признался, что 20 лет, минувшие с тех пор, пролетели как пять минут:

– Даже страшно вспомнить: мы были молодые, дерзкие, ничего не боялись. Конкурс многое дает учителю. Напрягайте детей, не давайте им расслабляться – только за вами они могут пойти! Педагогика – большая сила!

– Мне приятно находиться в близкой моему сердцу среде мастеров, имя которым – учителя, – сказала председатель комитета по социальной политике краевого Законодательного Собрания Елена Гергель. – На мой взгляд, этот конкурс выявляет не просто лучших учителей, а новые возможности, технологии и методы. Все то, чего требует новая информационная эпоха. Но главное - этого требуют те, для кого мы работаем, творим и ищем – наши дети.

Елена Александровна положила начало награждению конкурсантов. Сначала всем двадцати четырем участникам очного тура были вручены почетные грамоты краевого управления по образованию и делам молодежи и памятные подарки. Далее настала очередь представителей вузов - краевой педакадемии, АлтГУ, академии образования им. Шукшина (Бийск) и АКИПКРО. Вручая подарки своим выпускникам, проректоры вузов, конечно, не могли не похвалиться количеством «своих» победителей этого престижного соревнования.

Член большого жюри, а также оргкомитета Всероссийского конкурса «Учитель года России» Ирина Димова вручила специальные призы учителю математики Елене Дроновой из Кытмановской средней школы, которая активно использует современные информационные технологии, и учителю начальных классов Елене Петелиной, начавшей вводить новый федеральный стандарт еще до того, как это стало обязательным.

А Евгений Ямбург передал специальный приз учителю русского языка и литературы рубцовского лицея «Эрудит» Лилии Шлей.

Кстати, кроме таинственного свертка (похоже, с книгой) педагог получила от Евгения Александровича и нематериальный подарок – шуточную притчу «Школа для животных». Как нам потом объяснила сама Лилия Владимировна, ее публичная лекция в последний день состязания прошла не совсем удачно, но когда они с Евгением Ямбургом стали беседовать, задавать друг другу вопросы, у них получился очень интересный диалог и директор московского центра образования № 109 ее запомнил.

– Знаете, очень мало осталось настоящих праздников лично для меня, – признался Евгений Ямбург. – Только два: День Победы и День учителя, и очень радостно, когда последний прорастает такими праздниками, как «Учитель года Алтая» и «Учитель года Москвы». У меня к этой профессии отношение очень серьезное. Я внук учительницы (бабушка была директором сельской школы), сын учительницы, муж учительницы и отец учительницы. И на 99 процентов этот тяжелый и прекрасный труд лежит на плечах женщин.

Далее последовали поздравления и ценные подарки от профсоюза и спонсоров, награждение пятерых лауреатов. И, наконец, заместитель начальника краевого управления по образованию и делам молодежи Юрий Абдуллаев назвал имя победителя – учителя истории и обществознания барнаульского лицея № 112 Натальи Авиловой.

– Я в смятении и растерянности, – сказала Наталья Николаевна. – Огромное спасибо членам жюри и всем моим коллегам-конкурсантам. У нас был дружный коллектив! Эта работа – смысл моей жизни, я действительно очень люблю детей и с детства мечтала быть учителем!

Кстати, победитель конкурса не только получает премию 300 тысяч рублей, но и право участия в заключительном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012». Кроме того, Наталья Авилова включена в состав большого жюри краевого конкурса следующего года.

Справка «АП»
Конкурс «Учитель года Алтая» проводится краевым управлением по образованию и делам молодежи, АКОО «Клуб «Учитель года Алтая», краевым профсоюзом работников образования и науки, педагогической академией и АКИПКРО. За 22 года в конкурсе приняли участие более 700 педагогов.

Комментарий

Евгений Ямбург, директор центра образования № 109 (Москва), член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук:

– У меня к конкурсу «Учитель года» самое положительное отношение. Это состязание играет огромное количество ролей, о которых вы даже не догадываетесь. Оно создает профессиональное сообщество, это такая «прокачка крови», которую я наблюдаю уже не один десяток лет. Такие связи необходимы, потому что одаренные педагоги зачастую очень одиноки в своих школах. Тех, кому «больше всех надо», порой вытесняют. И у людей, которые попадают на этот конкурс, действительно есть дефицит общения с подобными себе. Ну и, наконец, это такой робкий зародыш гражданского общества, которое мы можем получить только через укрепление профессиональных сообществ.

«На уроке перестала волноваться»

После награждения Наталья Авилова ответила на вопросы журналистов. Она рассказала, что эта победа сделает ее чуть увереннее в себе, ведь раньше ей казалось, будто участвовать в «Учителе года Алтая» могут только люди с самыми необычайными способностями. Что она долго не решалась участвовать, но интуиция подсказала: все будет хорошо. А еще – что среди конкурсантов действительно сложилась настоящая команда.

– На протяжении этой недели мы все очень поддерживали друг друга, а когда определилась финальная пятерка, все подходили и спрашивали, чем нам помочь.

– Какое задание оказалось для вас самым непростым?

– Урок со взрослыми, потому что готовились мы к нему в последнюю ночь. Дело в том, что тему этого урока огласили буквально после объявления пятерки лауреатов. Мы должны были рассказать о 75-летии Алтайского края на примере своего предмета.

– Одним из важнейших этапов конкурса является урок в чужом классе…

– Я провела урок обществознания в 9 «А» в школе № 126. Тема – «Личность и мораль». И это был единственный день, когда, несмотря на присутствие жюри, я почему-то вдруг перестала волноваться! С самого начала я чувствовала себя превосходно, как в своей школе со своими детьми. До сих пор не понимаю, как это могло случиться (улыбается).

– Стать учителем вы мечтали с шести лет. Что же на вас так повлияло?

– Трудно сказать, в начальной школе учителя у нас менялись чуть ли не раз в полгода. А вот тем педагогом, который оставил заметный след, был мой классный руководитель Игорь Яковлевич Ильенко, сейчас он – директор Клепечихинской школы. Именно благодаря ему я сама очень хотела стать классным руководителем. Мечтала работать с детьми, как он: открыто, с добротой, слышать и понимать их.

Новости