Барнаульская компания стала призером Международного автомобильного научного форума

18:01, 13 ноября 2021г, Наука 790



Фото Олег БОГДАНОВ

Автомобильные фары уже давно эволюционировали из простой лампочки в сложные системы с десятками тысяч управляемых элементов. «Глаза» машины умеют подстраиваться под погоду, скорость движения и даже реагировать на объекты на дороге. ООО «НПП «Лосев» – единственное предприятие в России, занимающееся разработкой светодиодной техники для авто. Недавно проект компании занял первое место на Международном автомобильном научном форуме.

От стартапа – к конвейеру

Начало научное производственное предприятие с небольшого стартапа. В 2017 году разработчики стали лауреатами масштабного всероссийского конкурса по поддержке перспективных инновационных проектов, нашли инвестора – и перспективная идея постепенно вылилась в создание уникальной компании. Но крупные автопроизводители не спешили сотрудничать с неизвестными изобретателями, поэтому на завоевание авторитета ушло несколько лет.

– Сначала надеялись, что местная автомобильная промышленность горячо нас встретит, – вспоминает главный конструктор Александр Таранов. – Как тогда, так и сейчас в России только мы занимаемся разработкой светодиодных фар. Все наши конкуренты находятся за границей. Но, как оказалось, для крупных производителей география имеет не такое важное значение. Внимание на нас обратили совсем недавно, теперь хотя бы не приходится полчаса объяснять клиенту, кто мы такие.

Первый весомый заказ «Лосев» получил только в прошлом году. Это была разработка освещения для новых автомобилей компании «АвтоВАЗ». Но когда были оговорены все нюансы и оставалось лишь подписать договор, в дело вмешался коронавирус. В итоге проект был заморожен… и все еще не размораживается.

Но сотрудничество с АвтоВАЗом все-таки началось. Недавно НПП спроектировало противотуманные фары для автомобиля Lada Vesta. Это будет первая светодиодная «противотуманка», разработанная и производящаяся в России.

– Мы нацелены на массовый рынок и стараемся разрабатывать продукцию, ориентированную на серийное производство. Сейчас трудимся еще над более объемным проектом. Компания, которую я не буду называть, хочет стать крупнейшим автопроизводителем в России по одной конкретной модели. И это не АвтоВАЗ. Надеюсь, уже через несколько лет все об этом узнают, – интригует генеральный директор компании Владимир Кострицин.

Умнее и надёжнее

Главное преимущество светодиодов – долговечность. Если установить в фару даже дорогие лампочки, то срок их эксплуатации исчисляется несколькими сотнями часов. После этого они перестают выдавать необходимую силу света, их приходится менять. Одна замена обходится примерно в тысячу рублей.

Светодиодные фары работают по 10–15 лет и окупаются уже после первой неслучившейся покупки лампы. Это небольшой прирост цены для производителя, но он несоизмерим с качеством, которое гарантирует светодиод.

– Мы проектируем разные фары в зависимости от поставленных задач. Главное – соответствовать международным правилам. А дальше – фантазия и потребности заказчика, – объясняет главный конструктор. – Некоторые клиенты обращаются с одной лишь целью – сделать максимально дешевую светодиодную фару. Она должна в разы превосходить ламповое освещение, но при этом укладываться в относительно небольшой бюджет.

Но интересуются и умными фарами, которые умеют автоматически регулировать силу света или менять форму пятна. Такая система получает сигналы от машины о погоде, скорости движения, наличии источников освещения и самостоятельно включает наиболее подходящий режим.

Чтобы управлять умной фарой, автомобилю необходимо иметь техническое зрение. В машине должны быть установлены специальные камеры, лидар и радар.

Максимальная комплектация – это системы с тысячами и даже десятками тысяч управляемых элементов, которые напоминают цифровые проекторы из кинотеатра. Они могут включаться и выключаться, позволяя, например, не гасить дальний свет, когда навстречу едет автомобиль. Система сама распознает встречку, выключает часть «проекторов» и не подает свет на автомобиль. Также можно не светить на заднее стекло попутного авто или в лица пешеходов.

– В прошлом месяце на Международном автомобильном научном форуме наша разработка заняла первое место в конкурсе научно-технических проектов, – поделился гендиректор.

В 2018 году компания стала резидентом «Сколково». Главное преимущество – освобождение от части налогов. 

– У нас есть возможность получать гранты. Они направляются на демонстрацию наших разработок, потому что в оптике из-за дороговизны оснастки создание прототипа может стоить сотни тысяч евро. Также на средства гранта мы приобретаем программное обеспечение. В год на него уходит несколько миллионов рублей? – рассказал Кострицин.

В массы

Главная сложность в работе с автопромом – длительное ожидание. Любые новинки внедряются по нескольку лет, немало времени уходит на их тестирование. Поэтому и разработки «Лосева» в серийном варианте только начинают появляться на рынке, хотя работает предприятие почти пять лет.

Одна из наиболее любопытных разработок, не предназначенных для рынка авто, – проявочная лампа маляра. Это строительный светильник с плоским и широким лучом, не ослепляющим человека. Прибор устанавливается у стены и подсвечивает любые неровности, которые могли остаться при отделочных работах.

– Лампы собираем и реализуем сами. Договоры заключены более чем с 30 дилерами из России, Казахстана и Беларуси. Оправляли наши устройства в Европу, Америку, Бразилию. Не раз слышал от покупателей, что это лучшее техническое решение в мире, которое только можно купить. И цена в три раза дешевле европейских аналогов.

Сейчас прорабатываем организацию крупных экспортных поставок, хотим продавать лампы по всему миру, – надеется Александр Таранов.

Также компания изобрела уличный светильник для выведения проекции пешеходного перехода на дорогу. Светящаяся зебра была установлена в Белокурихе, но большого интереса не вызвала. Поэтому проект пересмотрели и разработали иной вариант индикации – светящуюся стоп-линию перед переходом.

Задумка проста: на дороге появляется полоса красного цвета, увидев которую водитель понимает, что, пока не загорится зеленый, ехать дальше нельзя. Такой «светофор» несколько лет назад установили в Барнауле на пересечении проспекта Ленина и улицы Анатолия.

– Мы полгода уговаривали власти города, чтобы бесплатно установить нашу разработку. Слышали только отговорки. В дальнейшем предлагали делать такие светильники для краевой столицы по их себестоимости, ничего при этом не зарабатывая. Барнаул мог стать первым городом в России, где световая стоп-линия появилась бы повсеместно, но мы так и не пришли к взаимопониманию, – сожалеет Таранов.

В итоге компания переквалифицировались с пешеходных переходов на железнодорожные переезды. Толчком для этого стал конкурс РЖД. В нем разработчики сумели войти в тройку призеров и защитить свой проект в Москве. Теперь красные стоп-линии начнут проецироваться не перед зебрами, а перед шлагбаумами.

Новости