Иван Ковшов из Алтайского края входит в золотую десятку лучших гармонистов России

12:00, 12 декабря 2015г, Культура 2987


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Неожиданно для самих себя в отдаленном селе Екатерининском, что в Третьяковском районе, мы познакомились с Иваном Ковшовым, который входит в золотую десятку лучших гармонистов России.

Наигрыш

Казалось бы, что гармошка? Ее песенка спета и сыграна еще в прошлом веке. На праздниках наших дедов-переселенцев, в коротких передышках между боями в промерзлых окопах Великой Отечественной, на полевых станах целины. Но, оказалось, ее время продолжается. В наши дни в России проводится традиционный съезд гармонистов, мало того, до августа 2016 года продлится народное голосование за то, чтобы 25 ноября объявить Днем гармони. Почему именно эта дата? 25-го – день рождения некогда популярного телепроекта «Играй, гармонь!», а кроме того, у милой гармошки 25 клавиш в правой руке и 25 – в левой.

Влад Зуйков, не замечая появления посторонних в репетиционном зале, наяривает наигрыши в дуэте с Иваном Ковшовым. Гармошки спорят друг с другом, доказывают каждая свое, а потом вдруг, договорившись, враз срываются в заливистый хохот, совсем как живые. О том, что это занятие воспитанника с преподавателем, можно догадаться только по наставлениям педагога типа «здесь постепенное крещендо и выходи на форте». Мальчик занимается у Ковшова первый год, и музыкант присматривается к нему с надеждой. 

С одним из самых талантливых своих преемников, Дмитрием Бандяевым, Иван Иванович создал профессиональный дуэт, как говорят, один из лучших в стране. Дмитрий окончил краевой колледж культуры, курс Марины Сигаревой, теперь творит в сельском Доме культуры рядом с учителем. Впервые они заявили о себе как о талантливом тандеме два года назад на Международном Маланинском фестивале, организованном в память сибиряка Ивана Маланина. Видимо, список побед Ковшова в многочисленных краевых, всероссийских и международных конкурсах будет продолжен.

Совсем скоро, буквально на днях, парня проводят в армию. «Я надеюсь, что проводят», – уточняет Дмитрий. Он с нетерпением ждет повестки. Один раз, прошлой весной, он уже попробовал уйти служить – не вышло. Он даже на «Папанку», сборный пункт крайвоенкомата, прибыл в ожидании отправки, но призывника вернули домой, сославшись на то, что план весеннего призыва 2015 года уже выполнен. 

Три наряда – за гармошку

Дирижер, хоровик, баянист Иван Ковшов после окончания Кемеровского государственного университета культуры и искусств приехал работать на Алтай, в город Горняк. Думал, что ненадолго, вот отработает положенное время и вернется в родной Кузбасс. Но здесь, в Доме культуры, познакомился с будущей женой Светланой, тоже из творческих, она – режиссер. И оказалось, что застрял музыкант и уже 38 лет живет в Алтайском крае. За это время семья успела переехать в село Екатерининское, а дочери Елена и Татьяна, глядя на родителей, окончили АлтГАКИ.

Судьба! Все могло сложиться у музыканта совсем по-другому. В 1978 году в Горняк на молодого выпускника КемГУКИ пришла разнарядка военкомата. Его приглашали служить дирижером оркестра Сибирского военного округа. Иван отнекивался, хотя сегодня и сам себе не может ответить, почему отказывался. Второго предложения не последовало. В итоге служил он не музыкантом, а в пехоте на Дальнем Востоке. В части, правда, был небольшой заштатный оркестрик, но отцы-командиры не любили, когда солдат отвлекался от боевой и политической. Едва завидев баян в руках Ивана, они не скупились на наряды все очереди. Наказанием были духовые инструменты – бери и дуй.

Родня у Ивана Ивановича музыкальная. Почти все мужчины в роду играли на музыкальных инструментах, а дед Емельян Иванович сам их делал на заказ. Гармонь стала первым детским ощущением мира для нашего героя. Дедушка, ветеран Великой Отечественной войны, играл по вечерам, подтягивались окрестные бабульки, плясали, частушки пели. Четырехлетний малыш попросил папу купить ему «галмошку». А тот ему – ультиматум: «Куплю, если научишься букву «р» выговаривать». Вечером того же дня отец вернулся с работы, а сын встретил его, демонстративно грассируя: «Рубаха, рыба, рысь». За день научился. Свою игрушечную гармошечку он, конечно, получил. А взрослую взял в руки в 1996 году. Со временем появился у исполнителя свой стиль, то, что принято называть куражом виртуоза, когда кажется, что не человек гармонью управляет, а душа с душою говорит. Давняя знакомая Ковшова и его единомышленница художественный руководитель знаменитых «Песнохорок» Ольга Абрамова, услышав, что вытворяет с гармошкой Иван Иванович, предложила ему сотрудничать.

«Веселуха» родилась у музыканта в 1998 году. Худруку Ковшову, поднаторевшему в творческих лабораториях,  интересно было создать не традиционный хоровой, а экспериментальный фолк-коллектив. С легкой руки Ивана Ивановича он давно уже стал настоящим центром пропаганды и исполнительского мастерства игры на гармошке. Когда говорят о технике игры пианиста, употребляют слово «пианизм». Видимо, в случае с Ковшовым надо говорить о «гармонизме».

– Мы сами виноваты в том, что нынешние российские ребятишки не интересуются эти инструментом, – рассуждает виртуоз в перерыве между занятиями. – Надо пропагандировать гармонь, раскрывать возможности инструмента, душу его, чтобы дети, которые учатся музыке, не зацикливались на иностранщине.

«Ручной орган»

Удивительно, как в этой простоте уживаются классика, фольклор и эстрадные обработки. Вот уже двадцать лет музыкант не может объяснить, как неказистая, латаная-перелатаная простенькая хромка умудряется говорить на языке, понятном и крестьянину, и королю. Все более-менее ясно с наигрышами. «Страдания», «Матаня», «Подгорная» словно созданы для гармони. Но вот Иван Иванович просит меня закрыть глаза, и я вдруг слышу… орган, невероятные пассажи, как будто сам Бах восседает за своим величественным инструментом.

– Это не Бах, это Гендель, «Пассакалия». Композитор написал ее для кафедрального собора Гамбурга, но видите, даже такое сложное произведение по силам этой скромной красавице, – не снимая чутких пальцев с потертых клавиш хроматической гармони, сообщает музыкант.

Понимать гармонь и говорить с ней на одном языке Ковшов учился у самого, пожалуй, известного в России подвижника – жителя Орехово-Зуево Сергея Борискина и наших земляков Семена Решетова и Николая Вавилова, увы, ныне покойного. С его именем связана история, рассказанная Иваном. Она похожа на байку, но за что купила, за то и продаю. Николай Николаевич был близким другом Геннадия Заволокина, они и гармошками менялись по-дружески. В середине 90-х друзья вместе выступали на международном фестивале в Ираке. Зная, что гостей-музыкантов будет приветствовать президент этой арабской республики Саддам Хусейн, они решили вручить ему гармошку. Вручили. И только потом выяснили, что это был не Саддам, а его брат Барзан. Говорят, он очень был доволен подарком… 

Ивана Ковшова с Геннадием Заволокиным развело время. Он с ним просто не успел познакомиться – в 2001 году один из основателей «фестиваля братьев» погиб. Зато наш земляк поддерживает дружеские отношения со старшим братом – Александром.

Педагог, просветитель, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств Николай Примеров в 2006 году выпустил в свет энциклопедию «Гармонисты России», в которой есть статья и о Ковшове.

Сегодня люди приносят в коллекцию Ковшова гармони со всех концов страны, одни – хорошо сохранившимися, другие – жалкими, просящими ремонта. Ах, сколько их было у России! Тальянка, тульская, елецкая, ливенская, саратовская с колокольчиками, однорядка с русским строем, звучащим по-разному, когда меха работают на растяжку и сжатие, и хромки с постоянным звуком.

Принято считать, что инструмент изобрел в начале XIX века немец Кристиан Бушман, уроженец города Фридрихрода. С этой точки зрения гармошка – «иностранка». Однако сами немцы называют ручную гармонь русской. А если опираться на данные исследований академика Мирека, то самая первая из них была сделана в Санкт-Петербурге чехом Франтишеком Киршником еще в 1783 году. Сам Иван Ковшов придерживается такой исторической версии. Тульские мастера купили неизвестный инструмент у немцев, торговавших в России. Решив посмотреть, чем он «дышит», они разобрали опытный образец и сделали русскую версию, которая звучит куда ярче и интереснее оригинала вот уже два века.

Фоторепортаж