КРОВЬ ИЗНОСА

НЕКОТОРЫЕ ЭНЕРГЕТИКИ РОЖДЕНЫ, ЧТОБЫ СКАЗКУ СДЕЛАТЬ БЫЛЬЮ. ТОЛЬКО ОЧЕНЬ ДОРОГУЮ СКАЗКУ...

00:00, 15 апреля 2010г, Общество 1952


КРОВЬ ИЗНОСА Фото №1

У каждого своя голова на плечах, и он вправе «сплетать- расплетать» мысли как ему приспичит. Я же рассуждаю так. Первыми по тропе общего развития идет рабочий люд. За ним - предприниматели, снимающие «навар» с идей и плодов трудящихся. А в щелки, пробитые бизнесменами, лезут остальные. Допустим, те чиновники и политики, которые жаждут «преполовинить» деньги торгашей, полученные на людях труда.
В свою очередь и обычные люди-труженики делятся на три категории: просветленных, бунтарей и рядовых потребителей. Просветленные – это идеи, бунтари – двигатель, потребители – топливо нашей жизни. Вернее, ее удобрение. А значит, они тоже крайне необходимы для жизненного цикла. Без удобрения меньше родится бунтарей и просветленных. Посему не надо смеяться над простым потребителем, его надо беречь!

Три в одном – мечта

К сожалению, многие заблуждаются в том, к какой категории относятся. Да это и не главное. Гораздо важнее и лучше, когда человек умеет объединить в себе три означенных качества разом.

К примеру, в одном лице у него и знания Хакамады, и напор Жириновского, и рассудительность пенсионера Владимира Звягина с Казенной Заимки (пригород Барнаула). Воистину «гремучая смесь» получается! С расчетом и против любых поползновений корыстных индивидов. Только попытайся они проехать на чужой шее, а им в ответ: «Стоп, господа, конечная остановка!»

Мечтать не вредно. Вернусь к действительности. То бишь к вышеупомянутому Звягину. (Аккуратный плательщик по коммунальным счетам, между прочим.) Пришел он ко мне на днях и… Не жалуется, нет. А спокойно так начинает задавать вопросы по поводу внутридомового технического обслуживания газового оборудования.

Нужно отметить следующее. В его частное жилье по ул. Грушевой подается природный газ. У хозяина заключен договор на поставку топлива и надзор за исправностью сетей с представителями «Алтайрегионгаза» - краевым филиалом фирмы «Новосибирскрегионгаз». Советую отметить про себя данный момент.

Сюрпри-и-из!

- Меня не было дома, а когда вернулся, то увидел в дверях записку, - рассказывает Владимир Григорьевич при личной встрече. – Послание строгое, сразу видно:

«Уважаемые абоненты. В 3-дневный срок вам необходимо срочно вызвать слесаря для технического обслуживания газового оборудования. В случае непрохождения осмотра газ будет отключен. Тел. 34-15-31».

Хорошо еще, что уложился в отпущенное время, - продолжает собеседник. – Звоню по указанному номеру, зачитываю уведомление. Меня деловито успокаивают: «Не волнуйтесь, все правильно, ждите мастера завтра. Приготовьте документы и 700 рублей». – «Погодите, родимые! – растерялся я. – Но у меня нет таких денег?!» Однако на том разговор и закончился.

Утром следующего дня к Владимиру Григорьевичу прибыли два спеца из компании «Алтайгазпром» (отметьте и сей факт), начали профилактику. Кто имеет в хозяйстве газовую плиту, тот знает, о чем идет речь. Тык-мык, туда-сюда – мыльным помазком по местам соединений газовых шлангов-трубок…

На все про все - 10-15 минут. Потом следует фраза, которая меня никогда не перестает «умилять»: «С вас причитается!» В моем случае (я тоже абонент газопотребления, только в многоквартирном доме) - это 160 кровных «рубчиков». «Звягинский вариант» оказался более затратным. С него потребовали за услугу 700 руб. Как и обещали.

МРОТ-компот!

Пенсионер снова заявил о неплатежеспособности и отказался ставить подпись под актом-нарядом на отключение газовых приборов.

Сотрудники «Алтайгазпрома» сей демарш зафиксировали и предупредили: в 10-дневный срок изыскать средства и вызвать слесарей для продолжения процедуры. Мол, в противном случае на абонента будет наложен штраф в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).

Что характерно, в приведенных аргументах технари сослались на условия договора. Дескать, там все написано черным по белому. Но ведь и Владимир Григорьевич умеет читать и, главное, понимать прочитанное. И на руках у него только одна «договорная» бумага – с «Алтайрегионгазом», а не с «Алтайгазпромом». Вместе со Звягиным мы «прочесали» документ вдоль и поперек. Кое-что нашли. Раздел N 1 «Предмет договора», пункт 1.4:

«Техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляются на основании договора N… от…, заключенного между Абонентом и ОАО «Алтайгазпром».

И пропуски в договоре - не моих рук дело. Там действительно ничего не проставлено. Как нет и подписи «Абонента» под конечным разделом «Реквизиты и подписи сторон»…

Разбор «полетов»

Ничего удивительного. «Односторонняя» договорная практика (особенно в коммунальной сфере) - вещь неприятная, но, к сожалению, довольно частая. «Автограф» поставщика энергоресурса предусматривается при любом раскладе. А насчет потребителя можно особо не суетиться. Достаточно ему оплатить услугу один-два раза, как отношения автоматически принимают юридический статус. Говоря современным языком, «по умолчанию». Пойди потом, докажи, что ты не верблюд.

Владимир Звягин пользуется газом примерно с 2000 г. И здесь в «закрытые двери» ему лучше не ломиться – нервы целее будут. Однако расценки на услуги заслуживают всяческого внимания. Вернее, их изменение. Как утверждает пенсионер, до последнего случая он платил за газовое обследование в пределах 400 руб. И вдруг – на тебе! Ставки повысились чуть не вдвое…

Вы спросите: «Нужны ли простому человеку эти корпоративные заморочки?» Отвечаю: «Нужны!» Если кто-то имеет активную жизненную позицию и не имеет 700 целковых, то желание ясного ответа становится принципиальным: «Вынь да положи? С какой стати?!» Причем, ежели у «Алтайгазпрома» имеется к новой цене какой-то официальный циркуляр (что вполне возможно), хорошо бы заранее ознакомить с ним и клиентов.

«Крючки-закорючки»

Согласитесь, очень плохо, когда гражданин начинает судорожно соображать и шарить по карманам, а над ним звучат грозные слова про жесткие сроки-квоты и штрафные МРОТы. Ко всему в том же договоре с «Алтайрегионгазом» (повторяю, другого просто нет) ни словом, ни полусловом не заявлена оплата обслуживания. Есть другое. Раздел N 2 «Обязанности сторон», пункт 2.4 «Поставщик обязан», подпункт «в»:

«Осуществлять проверку технического состояния и показаний прибора учета газа, технического состояния и сохранности пломб на приборе учета газа и на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, а также установленного газоиспользующего оборудования Абонента не реже 1 раза в полугодие».

Отсюда логичный вопрос: «Потребитель должен оплачивать работнику компании исполнение им его же должностных обязанностей?» Скорее разубедите меня в обратном! Помилуй судьба, еще читатели за идиота примут… Я прекрасно понимаю: кушать всем хочется, а добывать хлеб насущный желательно по пути наименьшего сопротивления. Флаг в руки! Только не за мой счет.

Говорю от собственного имени, поскольку Звягин свое мнение уже высказал. Попутно предлагаю немного «народной» арифметики. С пенсионера запрошена сумма в 700 руб. Для меня это полновесный двухдневный заработок. Для Владимира Григорьевича – три «кусочка» пенсии, если до копейки распределить ее на 30 дней.

Нечего сказать, круто «заколачивают» в газовом ведомстве. За такие деньги я бы тоже пошел пенным обмылком трубы мазать… Впрочем, оставлю измышления при себе. А вслух выражу толику сомнений.

Опять - 25

Мне весьма интересно, как финансовая политика «Алтайгазпрома» сочетается с последними задачами федеральных и региональных властей? Имеется в виду повсеместная борьба с тарифно-нормативными превышениями в коммунальной сфере. Где рост платы граждан не должен превышать 25%.

Доподлинно известно, ветер перемен прямо касается и газовой отрасли. Вот и не возьму в толк: как в разгар наведения платежного порядка можно задрать стоимость услуги на 43%. (Сравните между собой 400 и 700 руб. в процентном отношении.) Или обследование домового газхозяйства не относится к числу коммунальных деяний?

Что же, как говорится, подождем у моря погоды. Будут гос-проверки – будет и результат. И нам его обязательно доведут до сведения. Ибо в одном из пунктов первоочередных мер властей по исправлению ситуации значится: «Проведение разъяснительной работы с гражданами по вопросам ценообразования и тарифного регулирования в жилищно-коммунальной сфере». Это радует.

А Владимиру Григорьевичу надо бы все-таки испросить копию договора на обслуживание. Для «домашнего» пользования. Иначе его так и будут «ставить перед фактом».

Кстати

Кому сжиженный газ, кому слезы из глаз

Это противостояние длилось больше трех лет. А причиной его стало решение руководства Главного управления экономики и инвестиций края N 10 от 25 октября 2006 г. «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению».

 

Новые единые объемы сжиженного газа начали действовать с 1 января 2007 г. В соответствии с Жилищным кодексом и методикой правительства РФ. Однако директорат «Алтайкрайгазсервиса» посчитал нормативы слишком низкими, свои интересы – ущемленными и предпринял решительные меры. Одна за другой к нам начали поступать жалобы земляков. В их квитанциях к оплате значились совсем иные цифры - гораздо выше, забористей.

Как тогда комментировал ситуацию начальник Главэкономики Михаил Щетинин, расчеты проводились его специалистами на основании данных, представленных самим «Алтайкрайгазсервисом». С учетом среднегодового потребления населением голубого топлива. Пытались даже организовать совместные контрольные замеры его расхода по групповым установкам (в присутствии энергетиков и заинтересованных жильцов)...

Идея не прошла. А представители акционерного общества пошли по судам с исками о недействительности октябрьского документа Главэкономики. Хотя Высший арбитражный суд РФ признал его (решение) обоснованным и законным 18 декабря 2007 г.

В прошлом году неурядица достигла своеобразного апогея (подробности в «АП» N 262 от 27 августа 2009 г.). А 15 октября Алтайский краевой суд рассмотрел очередное гражданское дело по заявлению ОАО «Алтайкрайгазсервис» об оспаривании в части решения Главэкономики трехлетней давности. Заявление суд удовлетворил. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 20 января 2010 года решение краевого суда оставлено без изменения.

- А как же быть с рекомендациями краевой антимонопольной службы? – вопрошает житель Барнаула пенсионер Николай Трофимцев. – Она ведь и предписания газовикам выносила, и штрафовала их. В той же прокуратуре нам твердили, мол, граждане вправе обратиться в суд о возмещении убытков… И что теперь? Кто прав?!

Что сказать, уважаемый Николай Васильевич. Некоторые монополисты-поставщики искренне считают, что торят путь всей жизни человеческой. Ни больше ни меньше… С точки зрения юридических законов, может, они и правы. Как, впрочем, и судейское ведомство с его добротной зарплатой.

Да только жизнь проистекает не из юриспруденции, а по законам природы. Согласно им, монополисты и судьи (а равно махровые бюрократы и замшелые политики) – всего лишь пенка на волне бытия. И уж точно не буревестники.

P.S. Как пояснили в ГУЭИ, основной причиной отмены их решения послужило отсутствие дифференциации нормативов на подогрев воды по муниципальным образованиям. Следует отметить, что сам размер прежних нормативов в суде не оспаривался. Более подробная информация - в «АП» N 95 от 31 марта 2010 г.

Фоторепортаж