Физика с практической стороны

00:00, 21 декабря 2012г, Общество 1847


Физика с практической стороны Фото №1

В последние несколько лет в крае наблюдается тенденция: школьные учителя активно собираются в профессиональные объединения. Так, недавно создана ассоциация молодых педагогов, активно работают члены клуба «Учитель года Алтая» и педагоги-титовцы. Наконец, по инициативе губернатора создан клуб учителей-новаторов, в котором пока объединено всего семь педагогов, зато их имена на слуху не только в крае, но и в стране.

Как оказалось, стать членом этого почетного клуба можно только по рекомендациям коллег-педагогов, и в этом смысле у учителя физики барнаульского лицея № 129 Николая Бедарева, пожалуй, не было шансов в клуб новаторов не вступить. Николай Васильевич знаменит не только как победитель конкурса «Учитель года Алтая», создатель уникальной авторской методики преподавания, изобретатель и просто любимый педагог юных физиков. Много лет он вел курсы для других учителей на базе краевого института повышения квалификации учителей. Мы побеседовали с Николаем Бедаревым о том, что заставило его в молодости сесть за написание собственных учебников, как выявлять таланты и какую пользу могут принести учительские клубы.

От утюга до шаровой молнии

Мы пришли в лицей в разгар морозов, не надеясь увидеть на уроке физики больше десяти человек, и когда после звонка обнаружилось, что на уроке Николая Бедарева был настоящий аншлаг, последние сомнения в популярности педагога среди учеников отпали сами собой. Шкафы в кабинете физики забиты самодельными приборами, их всего около восьмидесяти. Идеи принадлежат в основном учителю, а смастерили их ученики. Все в единственном экземпляре и обязательно используется на уроках: так гораздо интереснее, считает педагог, ученики тоже могут объяснять принцип действия приборов другим детям.

– А они сами предлагают какие-нибудь идеи?

– Конечно! Вот смотрите, этот маленький планер с арбалетной системой запуска предложил смастерить ребенок. А вот это – конструкция для демонстрации переменного тока, над которой мы работали с моим учеником Егором Новиковским. Он тогда предложил решение, которое позволяет демонстрировать и переменный, и выпрямленный ток, для наглядности. Кстати, сейчас этот молодой человек работает в АлтГТУ в лаборатории, которая занимается новыми материалами. Недавно он выиграл грант на реализацию своей разработки как один из лучших молодых ученых страны.

– Как вы выявляете одаренных детей? В чем секрет?

– Я стараюсь на уроках давать нестандартные задания и наблюдаю за реакцией детей. Пример? Допустим, спрашиваю, почему мы говорим «белый свет», если он на самом деле прозрачный? И почему иногда кажется, что он желтый? А бывает ли черный свет? Кто-то отвечает на такие вопросы, потому что где-то что-то прочитал, и я понимаю, что этот ребенок любознателен и умеет находить информацию, а кто-то способен нестандартно мыслить и любит сложные задачки. Ну и совсем здорово, когда эти качества сходятся в одном человеке.

Я и с опозданиями на уроки стараюсь бороться творчески. Одному ученику я сказал: «Представь, что ты опоздал, потому что ехал на автобусе с квадратными колесами. Рассчитай, какую минимальную работу должен совершить двигатель автобуса, чтобы на квадратных колесах заданного размера проехать сто метров». Он, кстати, решил задачу и больше не опаздывал.

– Николай Васильевич, вы начинали работать в сельской школе, причем преподавали не только физику и астрономию, но и… пение!

– Да. Я самоучка, освоил нотную грамоту, играл в ансамбле баянистов Барнаульского педагогического института. Музыкальность, вероятно, передалась от родителей, и в детстве я научился играть на баяне, аккордеоне, балалайке, гитаре. Мы с братьями выступали вместе: я - на балалайке, старший брат - на баяне, а младший - на всяких трещотках. Сами сочиняли мелодии, делали обработки. Но отец нас настраивал на получение, скажем так, серьезной профессии. А когда я уже работал учителем в Солтонской школе, мне довелось несколько лет руководить местными хорами, мы устраивали огромные отчетные концерты, на которые чуть ли не все местные жители приходили (улыбается).

– А перед вами стоял выбор: наука или работа в школе?

– Да. В институте я был ленинским стипендиатом, то есть лучшим студентом факультета. Причем тогда учитывалась не только учеба, но и научная работа, общественная деятельность. Я буквально с утра до ночи в институте пропадал, и мне светила аспирантура. Но, с другой стороны, мне очень хотелось применить педагогические знания, полученные во время учебы, на практике. Так что от аспирантуры я отказался и попросился по распределению в сельскую школу. На меня, конечно, очень странно тогда посмотрели (смеется). Но благодаря этому шагу я физику узнал с практической стороны. Дело в том, что деревенские бабушки считали: раз я физик, то должен знать и уметь все. Приходилось ремонтировать утюги, телевизоры, холодильники, стиральные машины. А потом втянулся и создал сначала ремонтный кружок, в котором мы с детьми даже кинопроекторы чинили, а потом и кружок электроники.

Когда перешел в барнаульскую гимназию № 27, продолжал с детьми заниматься электроникой. Там осталось много наших самоделок. Мы даже сделали с ребятами установку для создания шаровой молнии и единственные в крае получили и засняли ее на видео в школьных условиях! Говорят, запись сейчас можно найти в Интернете.

– Для человека, далекого от физики, это звучит фантастически!

– Мы тогда смоделировали озеро, луг, ветерок и восемь линейных молний. Шаровые молнии обычно получаются на изломах линейных. И два шарика нам удалось зафиксировать.

Уже в 129-м лицее я стал более рационально подходить к изобретательской деятельности, потому что работы очень много. Сейчас я предлагаю идеи, дети исполняют, потом мы их испытываем и используем на уроках.

– Вам приходилось жалеть о своем выборе в пользу школы?

– Мне повезло, я не жалел об этом никогда. Никто не знает, как бы я реализовался в науке, а в школе я уже многого достиг. К тому же многие мои ученики в науке уже добились гораздо большего, чем я.

В одном поле с единомышленниками

– Известно, что по обычному учебнику физики вы не работали и полугода, сразу начали разрабатывать собственный.

– Я просто понял, что не должен пересказывать то, что написано другими людьми, ведь у меня своя логика, иногда я прихожу к иным выводам. К тому же учитель должен быть интересен своим ученикам. Вот я сел за собственный учебник. Проштудировал более пятисот существующих, включая научно-популярные и вузовские, и осознал, что могу справиться, ведь у меня есть собственные представления о каждом явлении. Так что сейчас у меня свои учебники с четкой структурой и максимальной привязкой к практике – на любой рассматриваемый вопрос обязательно есть практический пример. Допустим, какое отношение имеет первый закон термодинамики к скороварке? Самое прямое, и мы с детьми это разбирали. Сейчас готовимся по этим учебникам к ЕГЭ и олимпиадам.

– Кстати, а как вы относитесь к ЕГЭ?

– Для сильных учеников это, безусловно, благо, а у меня сильные классы. У детей появляется возможность не выезжая из Барнаула поступать в самые престижные вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Фантастическое преимущество, которого не было в мое время. К тому же, чтобы сдать единый госэкзамен по физике, нужно не просто удачно вытянуть простенький билет, а иметь представление практически обо всем, от кинематики до ядерной физики.

– Вы ведь учили не только школьников, но и учителей.

– Да, пока не переключился на научно-исследовательскую работу с одаренными детьми, которая меня заинтересовала капитально. Сейчас у меня занимаются исследованиями 24 светлые головушки и для каждой надо придумать персональное задание. А примерно с начала 90-х до 2004 года я активно сотрудничал с АКИПКРО и познакомил со своей системой около 350 учителей края. Некоторые начали по ней работать, но такой опыт нелегко перенимать, у меня ведь все достаточно нестандартно. А вот учиться по ней проще: мои конспекты построены по единой логике.

– Трудно, наверное, придумывать персональные задания для неординарных учеников?

– Знаете, идеи иногда приходят неожиданно. Как-то я сидел на одном мероприятии и вдруг подумал: можно ли измерить толщину льда с помощью секундомера? Потом я написал теорию, и сейчас один мой ученик поедет к дедушке в деревню, чтобы проверить ее экспериментально. С другим ребенком мы изобрели батарею, которая может вырабатывать электрический ток из любой жидкости, кроме дистиллированной воды и некоторых сортов масел. А вот речная вода или апельсиновый сок подходят идеально – заливаете и 36 вольт у вас в кармане. Когда мы демонстрировали эту технологию на научной конференции, ребенок смог зарядить с помощью этой батареи телефон одному из экспертов. Специально такое не придумывается, но у меня сейчас только физико-математические классы, очень умные дети и мои единомышленники. На уроках мы попадаем в какое-то общее поле
и идеи появляются сами.

– Расскажите, пожалуйста, о клубе учителей-новаторов.

– Мы все там оказались по рекомендациям наших коллег. Я считаю, что любое профессиональное объединение, общение педагогов прекрасны и очень полезны, а подобный клуб – это еще и очень почетно. Мы ведь живем не только материальными, но и моральными стимулами! Но членство в клубе, разумеется, накладывает на нас и дополнительную ответственность, обязывает работать лучше. Трудно сказать, способны ли мы повлиять на систему образования в целом, нас ведь там пока всего семь человек, скорее это возможность оказать влияние на самих себя. К тому же это хороший способ продвигать, популяризировать наши педагогические идеи. Ну и, наконец, мы считаем, что должны быть проводниками государственных идей в области образования.

– Вам хотелось бы воспитать последователей, преемников?

– Последователи у меня как раз есть, а вот преемник… Мой сын Сергей сейчас работает в вузе, он преподает на физфаке и ведет программирование на юридическом факультете. Но все мои умения ему все-таки не пригодятся, так что пока передать их особо некому. Мне вообще очень хотелось бы, чтобы в школе работало больше мужчин. Я уверен, что школа должна быть такой моделью семьи, чтобы мальчики могли брать пример с учителей-мужчин, которые по крайней мере на работе ведут себя правильно: деликатные, стойкие, настоящие джентльмены, и это стоило бы поддерживать искусственно. У нас в лицее учителей-мужчин тоже мало, но в последнее время хотя бы исчезло ощущение несправедливости в оценке нашего труда, в том числе и материальной, а это, согласитесь, немаловажно.

Цифры и факты

Образовательная сеть края – одна из самых масштабных в России: 2348 учреждений, из них 84,5 % находятся в сельской местности. В 1229 школах обучаются 244 тысячи детей.

Модернизация системы общего образования позволила повысить среднюю заработную плату учителей в крае на 50% (с 10 565 рублей в первом квартале 2011 года до 15 800 рублей в октябре 2012 года),
в том числе и благодаря снижению доли неэффективных расходов. Их полностью ликвидировали в Барнауле, Алейске, Белокурихе, ЗАТО «Сибирский». Положительная динамика - в Завьяловском, Косихинском, Ребрихинском, Солонешенском и Топчихинском районах.

В текущем учебном году к месту учебы и обратно ежедневно подвозятся 10 913 учащихся из 656 населенных пунктов в 417 образовательных учреждений (это на 5,7 % больше, чем в прошлом).

В 18 базовых школах края создана универсальная безбарьерная среда, обеспечивающая полную интеграцию детей-инвалидов. Продолжается развитие дистанционного образования.

Край входит в число 12 регионов страны, наиболее успешно решающих проблему доступности дошкольного образования для детей 3-7 лет, сейчас охват составляет 73,6%. А по охвату детей от 1 до 6 лет край занимает первое место в Сибири и значительно опережает средний показатель по России.

В 2012 году средний балл ЕГЭ в крае по русскому языку, физике, информатике, истории, географии и литературе превысил значение среднего балла по стране. Увеличилось и число участников регионального этапа Всероссийской олимпиады (в 2011 году – 641 человек, в 2012-м – 698 участников).

В системе дополнительного образования работают 172 учреждения. Впервые на конкурсе «Новая школа Алтая» для них введена специальная номинация, и благодаря премиальному фонду в 4 миллиона рублей шесть лучших учреждений смогли улучшить условия обучения.

Летняя оздоровительная кампания в 2012 году прошла с увеличением основных показателей: в 82 загородных лагерях за три летних месяца проведено 237 смен, во время которых отдохнули 45 569 детей. Выраженный оздоровительный эффект отмечен у 90 процентов отдохнувших детей.

Фоторепортаж