Детская киностудия снимет художественный фильм в Барнауле

10:00, 01 декабря 2018г, Культура 2255


1
1

«Я уеду жить в «Свитер» – к съемкам художественного фильма с таким названием приступает в Барнауле АНО «Киностудия ШКиТ». Проект поддержан президентским грантом. Актеры – местные, они почти набраны, осталось найти двух мальчиков, двух девочек и пару взрослых. Съемки пройдут на Алтае, фильм покажут в школах региона и на большом экране. Кино снимается по одноименной повести нашей землячки, популярной российской писательницы, лауреата многих литературных премий Анны Никольской. Она сейчас живет в Сочи.

– Анна, это первая экранизация ваших произведений? Чья была идея? Название книги – намёк на песню про Лондон или барнаульское кафе? 

– Да, первая. По времени она совпала с постановкой другой моей книги – «Уши королевы Берты» в резиденции Снегурочки в Костроме, это будет новогодний мюзикл. Идея была кинокомпании, они обратились ко мне за текстами и в итоге выбрали «Я уеду жить в «Свитер». Про Лондон никаких намеков, когда писала, то и не знала, что существует такая песня. Скорее ассоциации с Питером, в котором я планирую когда-нибудь пожить. Повесть была написана до того, как в Барнауле открылась эта сеть. Я работала над ней в Англии в одном уютном кафе, оно по-другому называлось – «Мистер Вудс», но мне пришло на ум «Свитер». Потом я очутилась в Барнауле на встрече одноклассников, которая состоялась в «Свитере». Было удивительно зайти и оказаться в интерьерах книги, даже название на вывеске было написано тем шрифтом, что на обложке. Позже выяснилось, что их оформлял мой одноклассник по художественной школе. Таких любопытных синхронных событий, связанных с написанием книг, у меня довольно много.

–В каком возрасте вы начали писать?

– Довольно рано я начала писать странные сюрреалистичные рассказы в духе Даниила Хармса, лет с восьми. Осознанно вернулась к писательству уже после двадцати. Мне было скучно жить, и я начала писать сказки. Училась и писала в стол, через три года вышла моя первая повесть в московском издательстве «Аквилегия» – «Приключения черной таксы». На тот момент я уже понимала, что ничем другим мне не хочется заниматься.

– Наши общие друзья говорят,  что своих персонажей вы срисовываете с собственной дочери. Это так? И вообще, сюжеты вы черпаете из жизни или они рождаются в вас? Вы дочь воспитываете по своим книгам?

– С дочери срисована книжка «Маленькие победы принцессы Алисы». Мы в ней сражались с ленью, скукой, жадностью, ревностью – было весело, не кровожадно. Это восхитительная терапия – писать о том, что страшно, например. Сюжеты рождаются из «всякого сора». Трилогия «Блошкинс и Фрю из бухты Барахты», например, родилась из слова, подхваченного в воздухе. Я его услышала внутренним слухом на прогулке – «Блошкинс» – и стала разматывать эту тонкую ниточку образов… Главное – развесить уши вовремя и распахнуть глаза. Нет, я дочь не воспитываю, особенно по книгам, боже упаси, это дохлый номер. Нужно себя воспитывать, а ребенок увидит все сам и подхватит то, что ему нужно.

– Многие отмечают, что с годами ваши книги становятся все серьёзнее. «Я Колбасника убил» – вещь вообще военная, антифашистская. Как вы к ней пришли?

– А по внутренним ощущениям, серьезность вообще не про меня. Легкость и спонтанность – то, к чему я стремлюсь. «Я Колбасника убил» – повесть о моем папе, написана по его детским воспоминаниям о жизни в Барнауле во время войны. Одно лето мы каждый день гуляли в лесу у Оби и он мне рассказывал. Во время войны люди тоже умели радоваться, и, возможно, гораздо глубже, чем сейчас, в этих контрастных декорациях. Книга написана от лица мальчика-жизнелюба, в ней много любви и мало войны.

– У вас есть еще одна особенная книжка – «Порожек». Про особенную девочку, которая не умеет ходить, зато умеет много чего другого. Например, разговаривать по душам с ризеншнауцером, летать во сне и шить игрушки из старых колготок. Но в ее семье все непросто, так что «порожки» – это еще и отношения… На издание книги вы собирали деньги краудфандингом. И весь тираж ушел в интернаты для детей-инвалидов, в том числе на Алтае. Была ли обратная связь?

– Да, мы тогда собрали гораздо больше денег, чем планировали. Многие откликнулись на нашу идею, и тираж получился больше, соответственно. Рассылали мы книги по всей России – в библиотеки, детские дома, хосписы. Но в основном на Алтае и в Санкт-Петербурге они осели, поскольку иллюстратор оттуда. В питерских больницах мы устраивали чтения «Порожка» с театральными актерами и чаепитием. Было душевно. Запомнился такой случай. «Порожек» оказался в Торонто, его туда привезли на Международный совет по детской книге (IBBY) и в итоге включили в каталог выдающихся книг для детей  с особенностями развития. Это невероятно, потому что тираж был по российским меркам все-таки маленький.

– У вас интересная и активная группа в соцсети «ВКонтакте». А тренинги вообще замечательные. Особенно меня восхитили приемчики на развитие творческих способностей. Каковы цели этих занятий?

– Тренинг писательского мастерства ТАН – мой новый ребенок любимый. Мы интенсивно занимаемся в течение двух недель в онлайн-группе «ВК» – это такой «волшебный пендель» для творческого человека, который бы хотел научиться выражать себя в тексте, с дедлайнами, домашними заданиями, лекциями, мастер-классами и веб-общением с издателями и известными детскими писателями. У нас очень уютная, почти семейная атмосфера складывается на ТАНе – люди находят друзей и единомышленников, прозаики становятся вдруг поэтами и наоборот. Мы в такой большой кастрюльке со вкусным супом варимся – каждый приправляет его специями собственного сочинения. И результаты выпускников меня иногда поражают.

– С годами все сложнее писать книги для подростков? Меняется мир, меняются дети, цифровое поколение...

– Да, мир меняется,  и дети сейчас другие, если сравнивать с моим поколением даже. Они свободнее, мудрее, спонтаннее, независимее, они – мое вдохновение. Я многому у них учусь, у собственной дочки в основном. Мне легко писать для подростков, потому что я всегда писала, по сути, только для себя – своего внутреннего подростка. Я его хорошо помню, и чувствую, и сверяюсь всегда в ощущениях с ним: «Тебе это интересно читать?» – «Да». – «Ну, о'кей». «Цифровое поколение» – это расхожее клише. Современные дети намного объемнее этого словосочетания. И вообще все разные, в каждом такая глубина… И задача детского писателя, если она вообще должна быть, одна – прикоснуться к этой глубине честно и нежно, чтобы ребенок распустился, расцвел.

– Вы легки на подъем? Судя по всему, легко можете поменять мир вокруг, свое окружение, город, страну... «Пусть лучше мир прогнется под нас»?

– Да, стараюсь быть легкой. Мы живем в путешествии, не больше года задерживаемся в одном месте – это из-за школы. Иногда спрашивают у меня: «А как дочь? Ей, наверное, сложно? Новый класс каждый год». Но ей это нравится, она коммуникабельный человек. Жизнь – самая интересная школа, а жизнь в путешествии – это что-то типа Оксфорда и Кембриджа, вместе взятых. «Прогнуть мир» – во мне не откликается. Скорее создать.

Творить мир вокруг себя осознанно – самое интересное, что только может быть в этой жизни.

– Не возникает желания написать для взрослых или вы так и останетесь в своём амплуа?

– У меня в последнее время пишутся стихи для взрослых, белые. Есть автобиографичная повесть «Все равно ты», она пока не издана. И вот буквально на днях закончила работу над творческим дневником «Я пишу книгу» – это блокнот с креативными заданиями по материалам моего тренинга.

– Многие подростки мечтают стать популярным писателем (актёром, журналистом). Дайте совет им и их родителям, что надо сделать, а чего не надо делать на пути к этой мечте. Каких ваших ошибок стоит избежать?

– Важно понять, откуда возникло это желание. Например, стать писателем можно по велению души или по расчету разума. 

Если определился с мечтой, игнорировать все препятствия и неудачи на пути и культивировать маленькие победы. Тогда вам будет гораздо легче двигаться в нужном направлении, не тормозя и не сворачивая в сторону.

Не слушать критиков и «доброжелателей», тщательно выбирать круг общения – людей, которые вас вдохновляют, а не тянут вниз.

Быть чутким к себе. В этом секрет спонтанности и залог успеха. Стараться делать только то, что хочется.

– Анна,  Алтай, Барнаул в вашем творчестве как-то присутствуют? Помимо рассказов папы, может быть,  опосредованно какие-то впечатления, встречи,  персонажи воплотились в сюжеты?

– У меня есть трилогия «Про Бабаку Косточкину». Там все события происходят в Барнауле, в доме моих родителей на проспекте Ленина. А в третьей части герой попадает в Барнаул начала 80-х годов. Я описываю город так, как его помню, каким он был в детстве. Мой город – это колодец вдохновения для меня, я его хорошо знаю и пишу о нем с натуры, вынимая образы из памяти.

– А обратная связь с земляками сохранилась?

– Все мои лучшие друзья – из детства, с некоторыми дружим с детского сада, они живут в Барнауле, и когда я приезжаю, мы видимся. Для душевной связи время и расстояние не важны. Она вне этого измерения...

*   *   *

А пока героиня Никольской мечтает жить в вымышленном «Свитере», сама Анна переехала в Сочи и,  гуляя по набережной, сочинила стихи...

Ныряю

Творожный сочень из теста песочного
Жую и ныряю в детство: там – очень!
Как в морюшке Чёрном, какой вечерок!
Мы с мамой идем по бульвару в Сочи,
А с небушка сыплется звёздный творог!

Фоторепортаж