«Сохраняйте билет до конца поездки!»

Для чего в автобусных билетах делают такую приписку? Раньше думала, что для контролеров, а теперь знаю - это ещё и страховка пассажира на случай мелких и крупных неприятностей в дороге

00:00, 10 июля 2012г, Общество 2810


«Сохраняйте билет до конца поездки!» Фото №1

Для этого нам не нужно дополнительно платить, получать квитанцию. Полтора рубля страхового взноса уже заложено в стоимость билета независимо от расстояния, едем ли мы в Заринск или в Томск. Страхуется поездка. Не дай бог случится ДТП, пострадавшие смогут рассчитывать на определенную денежную компенсацию от Алтайской страховой транспортной компании.

Это стало возможным благодаря её созданию в переломное время начала девяностых годов. Когда распалась страна и начали закрываться заводы, комбинаты, колхозы и так далее,
«Росавтотранс», озабоченный координацией деятельности пассажирских автопредприятий в области обеспечения безопасности движения, издал постановление «Об отраслевом страховании работников транспорта и транспортных средств предприятия» с соответствующими рекомендациями.

В краевом транспортном управлении к ним отнеслись серьёзно и решили создать некоммерческую страховую транспортную компанию. Инициатором этого стал заместитель начальника управления Юрий Дягилев. Именно он довел дело до конца. Новая организация была образована 27 мая 1992 года, на полтора месяца опередив Указ президента России № 750 от 7 июля «О введении обязательного личного страхования от несчастных случаев пассажиров всех видов транспорта, в том числе автомобильного (совершающих междугородние перевозки)». Сегодня Юрий Тимофеевич признаётся: «Несмотря на то, что мы изначально действуем под эгидой государства, получить лицензию в департаменте страхового надзора Министерства финансов было очень сложно. Требовался большой уставный капитал, которого у нас не было. Однако преодолели и это препятствие».

Когда Дягилев начинал создавать страховую службу, над ним посмеивались: «Зачем тебе из транспортного инженера переходить в страховщики?» А потом разобрались в этой системе, поняли, что деньги им же возвращаются, сами приходили подписывать с компанией договоры. Ведь некоторые необходимые для транспортного предприятия затраты налоговая инспекция не принимала. А после заключения договора у того появлялись деньги на траты, напрямую не связанные с производством: на содержание службы безопасности движения, рекламу, объявления, заказ необходимых бланков и даже на покупку мелких запчастей, тормозной жидкости и т.д. Схема простая. С каждых ста билетов, проданных на автостанциях в Барнауле, Бийске, Рубцовске и других населенных пунктах края, страховой компании возвращается 150 рублей. Здесь их аккумулируют, после чего 70 процентов от общей собранной суммы возвращают перевозчикам - автобусным предприятиям. Перечисления проходят два раза в месяц.

- Двадцать процентов мы оставляем как резерв на выплаты пассажирам, десять - на ведение дела, оплату аренды помещения, приобретение канцелярских товаров, командировочные затраты. Наши сотрудники ездят по транспортным предприятиям, у одних организовывают систему страхования пассажирских перевозок, у других проверяют правильность расходования возвращенных им средств, - поясняет Юрий Тимофеевич. - Это немалые деньги. Раз в квартал мы отправляем отчет об этом в департамент страхового надзора Министерства финансов. Отчетность довольно строгая.

В середине девяностых годов было время, когда нельзя было через госбанк перечислять страховые деньги предприятиям. Мы нашли выход. На положенную им сумму по списку сами приобретали тосол, тормозную жидкость, аптечки, огнетушители, шины, что помогло автобусным паркам выжить в те трудные годы. Сейчас с этим обстановка в транспортных предприятиях стабилизировалась.

- А как часто приходится выплачивать пассажирам страховую сумму?

- Бывает по-разному, но в целом по России страховые случаи возникают чаще, чем в нашем крае. На Алтае происходила одна авария на шесть миллионов километров пробега автотранспорта общего пользования, а в среднем по стране – на 3,8 миллиона км. В советское время, когда была разветвленная сеть автобусного сообщения по всему краю, в том числе из райцентров со всеми сёлами, в сутки перевозилось более миллиона пассажиров, сейчас - поменьше.

Страховые деньги пострадавшим пассажирам выплачиваются в любом случае, независимо от того, кто виноват в аварийной ситуации: водитель автобуса или другой транспорт. За двадцать лет существования компании было несколько тяжёлых аварий, по разным причинам связанных с алтайскими пассажирскими автобусами. Как-то под Искитимом груженый «ЗИЛ» выехал на полосу встречного движения и протаранил наш «Икарус», возвращавшийся из Новосибирска. Погибли люди. Другой случай. Троицкий автобус шел в Барнаул. У города перед ним неожиданно остановился тягач-ракетовоз «МАЗ-543», который вез большую трубу. Был гололед, водитель ничего сделать не смог - врезался в грузовик, труба вошла в салон. Не обошлось без жертв. Еще одно ДТП произошло как-то в районе села Родино, когда в пассажирский автобус влетел тяжёлый грузовик, произошло возгорание, были пострадавшие. Во всех случаях выплачено страховое возмещение.

Основная задача компании, как записано в уставе, - «осуществление страхования на транспорте общего пользования, формирование средств и финансирование мероприятий, направленных на безопасность перевозки пассажиров, участие в реализации отраслевых программ по безопасности движения». Но главное – это оказание финансовой помощи пострадавшим пассажирам от имени государства. В единую страховую систему компании сегодня входят все автотранспортные предприятия края, занимающиеся междугородними пассажирскими перевозками. Страхуются и автобусники из Горно-Алтайска, у них нет такой системы.

Через десять лет работы в этой сфере, наладив все дела, Юрий Дягилев передал бразды правления другому опытному профессионалу – Виктору Шмидту, а в феврале нынешнего года компанию возглавил Владимир Пономарёв, много лет проработавший начальником пассажирского автотранспортного предприятия.

- Владимир Петрович, а почему страхование охватывает только пассажиров междугородних рейсов?

- В городе сами видите какая скорость у общественного транспорта – не выше 40 километров в час. А когда на загородных трассах автобус идет со скоростью 80 километров и более, то любое ДТП чревато серьезными последствиями.

Как рассказал далее Пономарёв, при подборе кадров к водителям междугородних автобусов предъявляются особые требования. Все они с высокой профессиональной категорией и большим стажем работы. При этом периодически проходят дополнительный инструктаж по безопасности движения, наизусть знают паспорт маршрута, схему опасных мест, режимы скоростей и прочее. Помимо этого за водителями установлен тройной контроль: перед рейсом, в пути и после его окончания. Каждый автобус выпускается на линию только после соответствующего техосмотра. Все эти меры помогают повышать безопасность на дорогах, избегать ДТП.

В конце мая состоялось собрание, посвященное 20-летию страховой транспортной компании, в котором приняли участие руководители всех пассажирских предприятий, выполняющих междугородние перевозки по краю и за его пределы: в Новосибирск, Красноярск, Томск, Кемерово, Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Павлодар. Рассмотрены показатели за год, высказаны замечания и рекомендации. Нескольким сотрудникам, занимающимся страхованием на транспортных предприятиях, вручены почетные грамоты и благодарности.

 

Справка «АП»
Междугородние перевозки, на которые распространяется страховка, заложенная в билете, – это поездка пассажира на расстояние от 50 километров от точки отправления и более. Меньшее расстояние относится к пригородным перевозкам. Но если вы сели в автобус, совершающий междугородний рейс, а проехали всего 20-30 км, тоже подпадаете под правила выплаты страховой суммы в случае травмы. Главное – сохранять билет до конца поездки и представить справку в ГИБДД о дорожном происшествии вместе с медицинской справкой о степени травмированности.

Фоторепортаж