Вместо айфона – былины

15:07, 19 июня 2015г, Образование 1874


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

В гостях у «АП» молодой педагог из Барнаула Елена Залётина. Для наших читателей она раскрыла секрет, как привить ребёнку любовь к чтению.

Елена – выпускница Алтайского государственного университета, по образованию филолог. После учёбы пробовала себя в различных направлениях, в том числе работала корреспондентом в вузовской газете «За науку». Но в прошлом году её жизнь изменилась. Девушка нашла своё истинное призвание и сегодня преподаёт малышам и подросткам русский язык, рассказывает об особенностях речевой культуры,  прививает любовь к чтению. Приходя к ней на занятия, дети забывают, что такое айфон и компьютер, в руках – исключительно книги.

– Одно время я работала репетитором русского языка и литературы, занималась со школьниками на дому. В основном встречи в таком формате у подопечных интерес не вызывали. Дело не только в том, что ребенок неусидчивый и не желает расширять кругозор. Это итог глубинной проблемы, которая существует во многих семьях, в обществе в целом. Невозможно любить предмет, если у близких отсутствует культура чтения, – считает Елена Залётина.

Она вместе с коллегой из Алтайского классического вуза Алёной Шаманской создала в Барнауле Школу русской словесности. Учреждение успешно работает на протяжении года, вызывает интерес у детей и родителей, а также педагогов из других регионов. Один филиал расположен на улице Балтийской, другой – на Пролетарской. Здесь занимаются индивидуально и в группах. Приходят ребята различного возраста, начиная от четырёхлетних малышей и заканчивая старшеклассниками. Елена продолжает:

– Мы с детьми не просто учимся грамотно писать, читать и говорить. Наша задача – привить любовь к слову, сформировать бережное отношение к нему. Опираемся на работы Николая Шанского, Олега Трубачёва, Шалвы Амонашвили, с которым в прошлом году удалось познакомиться. Известный педагог и психолог читал свои лекции в Барнауле. Интересная история связана с появлением в нашей школе книги Дмитрия Ушакова «Русская грамматика», где автор отталкивается не от теории, а от практики. Учебник был создан в 1929 году. Его копию в одной из библиотек Москвы сделала преподаватель АлтГУ Любовь Борисовна Парубченко (он ценится в вузе на вес золота!). Но текст на страницах всё равно плохо виден, и мы с Алёной перенабрали пособие на компьютере и теперь активно им пользуемся.

С малышами учителя проводят сказкотерапию (читают, смотрят иллюстрации, обсуждают действия героев и даже лепят их из пластилина), учат русские народные песни, играют. С ребятами постарше говорят о былинах, рассуждают о значении пословиц и поговорок, изучают географическую карту, тренируя таким образом зрительную память. Кстати, зачастую к процессу присоединяются и сами родители. Мам и пап волнует, как сделать так, чтобы ребёнок считал чтение не наказанием, а получал удовольствие, знакомясь с теми или иными художественными произведениями. На такой случай Елена Залётина даёт простой совет: «Сами подавайте чадам пример, берите в руки книгу каждый день хотя бы на полчаса».

Школа работает всего год, однако уже видны результаты кропотливого труда выпускниц классического вуза.

– К нам приводили семилетнего мальчика Ваню, который о буквах слышать не хотел. С ним мы пытались читать былины. Уроки давались ему сложно. Затем он повредил позвоночник и я стала ходить к нему домой и подтягивать русский язык. И вот спустя несколько месяцев он мне говорит: «Елена Сергеевна, может, сегодня не будем правила изучать. Я по былинам соскучился». Мама ученика была очень довольна. В целом в уникальной школе ребята начинают лучше читать, пополняют словарный запас и, конечно, находят новых друзей, – говорит Елена.

Фоторепортаж