Не всё то золото, что блестит

Меня волнует вопрос: почему известный ювелирный магазин призывает нас к бескультурью?

00:00, 17 января 2013г, Общество 1861


Не всё то золото, что блестит Фото №1

Перед 1 января Барнаул преобразился: елки, гирлянды на фасадах, красочные плакаты «С праздником!». Но одна рекламная растяжка (в самом центре города!) полностью испортила мне новогоднее настроение. На проспекте Ленина (недалеко от университетов и библиотеки им. Шишкова) крупная ювелирная сеть поместила свой баннер. Плакат метров десять, а на нем огромными буквами написано: «До сих пор считаете, что книга – лучший подарок?» И призыв: дарите на Новый год украшения.

Не буду лукавить: как и все девушки, не откажусь, если родные люди преподнесут мне колечко, сережки и прочие прелести. Но объясните: зачем при этом плевать на книги?

Не удержалась, зашла на сайт этой ювелирной сети. Боже мой, сколько красивых слов: «Наша цель – стать лучшей компанией по продаже качественных ювелирных изделий. Для этого мы стараемся поддерживать имидж компании, которая внушает доверие и уважение как нашим клиентам, так и обществу в целом.

Для нас важно нести красоту в мир: украшая покупателей — украшать мир!»

Так и хочется спросить: на вашем плакате где то самое драгоценное уважение? «Книга – лучший подарок!» – да, это старый советский лозунг. Но за ним скрывается мудрость тысячелетий. О пользе книг писали античные философы, книги превозносили мудрецы Китая, о просветляющей силе печатного слова глаголят классики мировой литературы. Не случайно наши предки именно книги украшали золотом и драгоценными камнями. И это был признак не только роскоши, но и глубочайшего уважения.

Потому испокон веков книги (те самые книги, которые, по мнению ювелирного дома, плохой подарок!) во сто крат дороже золота. Пушкин, Достоевский, Булгаков… список можно продолжать и продолжать, это наше с вами бесценное богатство! Разве решится любой образованный человек сравнить произведения классиков с колечком или кулончиком, да даже с золотой цепью длиною 10 метров?!

Лично я всегда считала, что ювелирный дом – это место особое. В конце концов, не колбасой же на базаре торгуют! Сочинить «До сих пор считаете, что книга – лучший подарок?» – это не просто глупость, это откровенное хамство.

На что способна самая красивая ювелирная штучка? В лучшем случае приукрасить шею и потешить самолюбие. Что может сделать хорошая книга? Изменить нашу жизнь, воспитать человека с большой буквы…

Страшно представить, что будет с нами, если мы перестанем дарить друг другу книги, перестанем читать, думать о душе, о своих поступках, о смысле жизни? Тогда не исключено, что в центре города появятся и такие рекламные плакаты: «Вы все еще уважаете старших?» или «Вы все еще не воруете?», а может, даже и так: «Вы все еще человек?»

Если мы уничтожим в себе личность культурную (а значит, и читающую), то кому вообще нужны будут украшения? Сядем в подворотнях пить пиво из полторашек, а там уже без разницы, во что ты одет и что у тебя на шее.

Я все это к тому, что чувство стиля и чувство прекрасного тоже воспитывают книги. И, между прочим, никакой рекламщик не сравнится с тем, с каким шиком и очарованием представляют ювелирные украшения классики литературы.

Вот как описывает Лев Толстой Анну Каренину: «Анна была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы растрепавшейся прически». А вот что увидела героиня «Войны и мира» Наташа Ростова, когда приехала на свой первый бал: «Зеркала на лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях».

Джон Голсуорси в своей «Саге о Форсайтах» подмечает, как главный герой Соме дарит своей дочери Флер в годовщину ее свадьбы брошь: «…причудливо выточенный, причудливо переливающийся кусочек опала в оправе из драгоценных бриллиантов. «О, какая прелесть!» — обрадовалась Флер. «Венера, выходящая из морской пены, или что-то в этом духе,— проворчал Соме. — Редкость. Нужно ее смотреть при сильном освещении».

Теодор Драйзер в романе «Финансист» подробно показывает, как его героиня юная Эйлен готовится к балу. Она примерила несколько платьев и остановилась на черном шелковом с блестками и серебристым тюлем, кокетливо драпировавшем бедра. Но нужно подобрать украшения: «Красные кораллы? Они выглядят слишком просто. Нитку жемчуга? Тоже не подходит. Наконец, она вспомнила о своем ожерелье из темного янтаря, никогда ей особенно не нравившемся, и — ах, до чего кстати оно пришлось! Каким нежным, гладким и белым казался ее подбородок на этом фоне!»

У Куприна есть рассказ «Бриллиант». Он пишет о том, как завороженные люди не могут отвести взгляд от витрины с ювелирными изделиями: «...стоят, с бледными лицами, с широко раскрытыми, неподвижными глазами!» Что так очаровало их? «...Два бриллианта, каждый величиной с лесной орешек, их граней, их очертаний не видно. Это не камни — это два странные таинственные огня. Они горят, дрожат, играют, переливаются, смеются тысячами неуловимых сияющих, лукавых улыбок, и манят, и обещают, и обманывают...»

Но чтобы все это знать, мало носить бриллианты – надо читать книги!

Фоторепортаж