ВИРТУАЛЬНЫЕ МАГАЗИНЫ

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

00:00, 04 июня 2010г, Экономика 2627


ВИРТУАЛЬНЫЕ МАГАЗИНЫ Фото №1

По оценкам аналитиков «Альфа-банка», россияне в прошлом году приобрели товаров с помощью Интернета на 240 млрд. рублей, а в этом – купят уже на 330 млрд. рублей. Девяносто процентов онлайн-продаж приходится на жителей Москвы и Петербурга, а в нашем регионе этот вид торговли только зарождается.

Онлайн-зона

Мысль познакомить с этой темой читателей «АП» родилась после того, как я увидел в Барнауле на борту одного автомобиля веселенький логотип сайта, рекламирующего электронную торговлю детскими товарами. Но поговорить, как идут дела, с владельцем интернет-магазина не удалось. Женский голос на другом конце провода объяснял, что работа только началась, хвастать особо нечем, да и перед налоговой инспекцией не хотелось бы светиться.

«Ладно, – подумал я, – поищем других участников рынка, ведь из 7654 российских онлайн-торговых заведений, обнаруженных мной в Сети, найдется несколько сговорчивых представителей в наших краях». И действительно, нашлось. Например, Михаил Зарецкий, который придумал формировать с помощью Интернета продовольственные посылки для заключенных. Сайт «Передачки.RU» работает около месяца, заказов пока немного, но Зарецкий рассчитывает получать их не меньше двухсот в месяц, поскольку потребность в такой услуге есть, и немалая.

Дело в том, что обычные посылки перед тем, как попасть к заключенному, подвергаются тщательному досмотру, во время которого часть продуктов приходит в негодность. Если же родственники заказали товар через «Передачки.RU», то посылка формируется при участии представителя управления Федеральной службы исполнения наказаний, что гарантирует – никаких запрещенных вложений не будет.

Интересно, что цены товаров, выставленных на сайте виртуального магазина, не выше тех, что в реальных «на воле». Это позволяет серьезно противостоять тюремным ларькам, в которых обычно отовариваются зэки и которые в отсутствие конкуренции ломят запредельные цены.

Цены ниже, товаров больше

А вот другой барнаулец Валерий Брындин в этом бизнесе уже с 2004 года. Его фирма специализируется на продаже бытовой техники и электроники и существует параллельно с обычным магазинчиком, расположенным на Ленинском проспекте. По признанию Брындина, только сейчас, спустя шесть лет, объемы дистанционных продаж возросли до уровня, который позволяет закрыть торговлю через прилавок и полностью переключиться на выполнение интернет-заявок.

Чем привлекателен для предпринимателя такой бизнес? Во-первых, по сравнению с традиционным ритейлом, онлайн-ритейл позволяет работать с клиентом «под заказ». А значит, не надо тратить средства на приобретение товаров впрок в надежде, что их кто-то купит, соответственно, можно обойтись без складов и вообще без помещения. В выигрыше и покупатели. Столичные пользователи интернет-магазинов их основным плюсом считают экономию времени и возможность доставки товара на дом, а потребители из глубинки, к коим можно отнести жителей Алтая, должны оценить такие преимущества, как более низкие цены и наличие товаров, которых нет в местных супермаркетах. Именно на ассортимент и цены делают ставку местные онлайн-продавцы.

С другой стороны, чтобы иметь полноценный интернет-магазин, отвечающий всем веяниям сегодняшнего дня, требуется ежедневное обновление всей базы данных, так как цены, номенклатура меняются постоянно, нужны мощная реклама в Интернете, продвижение сайта. Должно быть много заказов. Тогда это будет рентабельный бизнес. Реально же заказов у самостоятельных интернет-магазинов в регионах мало (3-4 в день), наценка минимальная. И для рентабельности штат фирмы должен быть небольшим. У Брындина, например, работают четыре человека. В конкурирующей с ним барнаульской фирме «Техторг» всего два работника. Как рассказал ее директор Олег Фомин, они с напарником самостоятельно разрабатывали сайт и поддерживают его актуальность. В переводе на общедоступный язык это значит, что ежедневно приходится забивать в базу данных свежие товары и цены, ориентируясь на конкурентов, иначе потенциальные клиенты потеряют интерес к сайту.

 

Как продают

Для людей, мало знакомых с компьютером, заказ товара через Интернет вызывает если не страх, то робость. Продвинутые же пользователи Сети научились использовать преимущества прогресса в своих интересах. Конечно, онлайн-торговля «по-алтайски» пока не поднялась до уровня столицы, где заказ нередко оформляют по электронной почте, а рассчитываются за товар с помощью пластиковых карт, системы мгновенных расчетов WebMoney, «Яндекс. Деньги» и т. д.

У нас в основном продажа товара ведется традиционно и требует кропотливой подготовительной работы.

В фирме «EMASTER» это происходит примерно так. Покупатели видят товар в супер-маркете или на сайтах интернет-магазина, звонят туда, интересуются, можно ли купить такой же, но дешевле. Клиент может сделать заказ по электронной почте. Тогда ему перезванивают, согласовывают цвет, технические характеристики, срок поставки и просят произвести предоплату процентов десять, так как товары дорогостоящие и нужно подтвердить серьезность намерений покупателя. Как только клиент перечислил предоплату на расчетный счет фирмы, начинается выполнение заказа. Время исполнения – одна-две недели. В основном покупатель за товаром приезжает сам, чтобы убедиться в его комплектации и состоянии. Оформляются такие же документы, как в обычном магазине, то есть гарантийный фирменный талон, товарный чек, приходный кассовый ордер и т.д. В «Техторге» технология похожая, правда, оформление заказа происходит непосредственно в офисе фирмы с 50-процентной предоплатой.

Для осмотрительного покупателя сообщаем, что интернет-магазины подпадают под действие закона «О защите прав потребителей», где имеется статья, посвященная дистанционной торговле. Она позволяет покупателю в течение семи дней поменять непонравившийся товар. При этом транспортные расходы покупатель несет сам.

Крупным фирмам, таким, как «М. Видео», «Эльдорадо», проще решать вопросы с покупателем, которому достался некачественный товар. Как правило, на складах есть «запас». Мелким же предпринимателям, коими являются владельцы здешних интернет-магазинов, экономически невыгодно, если покупатель приходит с претензией на некачественный товар.

– Я нянчусь с каждым клиентом, стараюсь его оградить от похода в сервисный центр, – рассказывает Валерий Брындин. – Мы сами заберем товар, отвезем в сервисный центр. Бывают спорные ситуации, когда неясно, кто виноват в поломке: либо производитель допустил дефект, либо потребитель нарушил правила эксплуатации. В этом случае проводим независимую экспертизу в Торгово-промышленной палате. Нам выгоднее самим оплатить экспертизу и выяснить виновника, чем потерять репутацию.

 

«Мелочь» – в сеть

Надо сказать, что ситуация на рынке бытовой техники, где работают Брындин и Фомин, сложная. Несколько крупных игроков, не выдержав конкуренции, свернули бизнес. Мелким фирмам, чтобы выжить, видимо, придется объединять усилия.

По-хорошему нужна сеть региональных интернет-магазинов, работающих под одним брендом, с единым рекламным продуктом, логистическим центром на широкий круг товаров, считают алтайские первопроходцы интернет-торговли. Нужна столичная фирма, которая бы на договорной основе могла решать общие для всех объединившихся задачи. Например, осуществлять юридическое сопровождение, так как держать каждому предпринимателю юриста накладно; снабжать программным обеспечением, обновлять базы данных и, главное, закупать товар, исходя из общих потребностей. Тогда и розничные цены можно снизить.

А на местах бы оставалась оперативная работа с покупателем. При этом каждая входящая в сеть фирма сохранит юридическую самостоятельность.

– Я переговорил с владельцами нескольких интернет-магазинов в соседних областях. Вроде все «за». Осталось дело за малым: ехать в Москву, снимать офис и самим реализовать проект, – говорит Валерий Брындин.

Фоторепортаж
Блоги